Неужели банки Кыргызстана на грани банкротства из-за коронавируса?
Разбор слухов
"Банк N уже на грани банкротства, он закроется через два дня. Многие банкоматы перестали работать, срочно снимите деньги", — подобные сообщения кыргызстанцы пересылали друг другу в разгар коронавирусной паники.

То, что творилось в бишкекских банках в первые дни режима ЧП, лишь подогревало страх: у касс толпились испуганные горожане, а уставшие сотрудники говорили, что обналичить деньги нельзя — закончились банкноты. По этой же причине кассиры не меняли ни сомы, ни доллары.

"Смотрите, в банках деньги кончаются. Это потому, что люди не могут выплачивать кредиты", — шептались в очереди встревоженные обыватели.

Мы поговорили с руководителями банков и изучили их отчетность, чтобы выяснить, действительно ли финансовая система страны в шаге от краха.
Слух №1. Люди не смогут оплачивать кредиты, и банки разорятся?
Проблема выплаты кредитов в Кыргызстане действительно есть. Из-за эпидемиологической ситуации несут убытки кафе и рестораны, замерла сфера туризма, страдают швейная отрасль, салоны красоты, строительные компании.

Банкиры признают: пока прогнозировать потери сложно, но очевидно, что цифры будут существенными.

Еще в марте Нацбанк запретил коммерческим банкам взимать штрафы за неуплату кредитов и рекомендовал предоставлять клиентам отсрочку как минимум на три месяца. Банки последовали рекомендациям. Это значит, что клиент все равно должен будет оплатить долг, однако, написав заявление, он убережет себя от пени и штрафов.

Послабления уже получили 47 тысяч заемщиков, общая сумма реструктуризированных кредитов составляет 39 миллиардов сомов, сообщает пресс-служба Национального банка КР. На рассмотрении находится еще 26 тысяч заявок.
Как отмечает генеральный менеджер Demir Bank Шевки Сарылар, отсрочку по выплате кредитов попросила львиная доля заемщиков.

"Мы отдельно рассматриваем каждый случай. Например, очевидно, что для туристических компаний и отелей отсрочка в три месяца не играет никакой роли. Для них мы продлеваем кредиты до года", — сообщил Сарылар.

Однако руководители финансовых учреждений уверяют: сложности с выплатой кредитов не способны обрушить банковскую систему. Дескать, кризисы в Кыргызстане — явление почти привычное. И хотя ничего подобного в стране еще не происходило, запаса прочности у банков хватит, заявляет НБ КР.

"Банковский сектор республики устойчив к макроэкономическим шокам, что подтверждается результатами обратных стресс-тестов, которые по-прежнему указывают на наличие запаса финансовой прочности коммерческих банков и способность выдержать кризис", — говорится в ответе Нацбанка на запрос.

А в качестве аргумента регулятор приводит показатели ликвидности банковской системы. Проще говоря, это способность без проблем выполнять обязательства перед клиентами. Если по нормативам коэффициент ликвидности начинается от 45 процентов, то сейчас он составляет 67 процентов.
Слух №2. Неужели все кыргызстанцы захотят забрать деньги из банков,
и те разорятся?

Во время кризиса люди предпочитают хранить наличность при себе: мало ли что случится с банком, пусть лучше заработанные трудом и потом деньги будут рядом.

Однако не все финансовые учреждения почувствовали отток средств. "РСК Банк" утверждает, что ощутимого оттока депозитной базы нет. "Айыл банк" тоже не наблюдает паники вкладчиков, объясняет председатель правления Бактыбек Шамкеев.

"Известно, что мы обслуживаем Социальный фонд КР, и это налагает на нас определенные обязательства в плане поддержания значительного уровня ликвидных активов для своевременной выплаты пенсий и пособий", — говорит он.

Стабильные выплаты своим вкладчикам пообещали и в "Оптиме". Также не почувствовали оттока средств в банке "КЫРГЫЗСТАН". А вот генеральный менеджер Demir Bank Шевки Сарылар честно признал: какое-то время люди действительно снимали средства со счетов.

Он демонстрирует график: ажиотаж среди вкладчиков был 25 марта, когда обвалились цены на нефть и сом обесценился. Однако к настоящему времени ситуация стабилизировалась.

"Депозитная база банка остается стабильной. Более того, сомовые вклады населения увеличились по сравнению с началом года на 2 процента. Наши клиенты получат свои деньги по первому требованию и в полном объеме. Банк не задерживает выплату депозитов ни на один день", — отметил Сарылар.

Как подчеркнули в Demir Bank, даже при худшем сценарии, если все вкладчики вдруг захотят забрать средства, банк выстоит.
Казалось бы, резкое падение курса национальной валюты (с 70 до 80 сомов за доллар) могло привести к тому, что все больше людей станут хранить деньги в долларах: а вдруг сом обесценится еще больше? Однако этого не произошло, рассказывает заместитель председателя правления ОАО "Коммерческий банк "КЫРГЫЗСТАН" Аминат Гривцова

Эксперт полагает, что сограждане предпочитают хранить деньги на сомовых вкладах, так как это просто выгоднее.

"Возможно, это связано с тем, что на долларовые депозиты уже давно не начисляются большие проценты из-за политики дедолларизации. Для сравнения: у нас прибыльность долларового депозита на 12 месяцев составляет 1 процент, а сомового — уже 9 процентов. Конечно, клиенты умеют считать деньги", — говорит Гривцова.

В письме Нацбанка сообщается, что за время кризиса все больше людей решили хранить свои деньги в банке. Поэтому объем депозитной базы вырос на 5 процентов.

"Доверие к банковской системе у населения сохраняется, и причин для паники нет", — говорится в сообщении.

При этом все депозиты кыргызстанцев застрахованы. Даже если банк "лопнет", государство гарантирует, что клиент сможет получить до 200 тысяч сомов.
Слух №3. Банки ввели ограничения на вывод денег и обмен валюты. Видимо, средства у них кончаются!
Сейчас купить или продать доллары действительно трудно. Когда сом неожиданно обесценился, банки в течение нескольких дней вообще не продавали американскую валюту. "Доллары закончились", — только и говорили кассиры клиентам.

Даже сейчас в некоторых банках есть лимиты на продажу американской валюты — не больше 500 долларов в одни руки. Значит ли это, что у них не осталось денег?

Председатель правления "Айыл банка" Бактыбек Шамкеев уверяет, что это не так. По его словам, на рынке возник краткосрочный дефицит американской валюты.

"Прежде чем продать клиентам иностранную валюту, банк должен предварительно купить ее у других клиентов, а они не спешили эту валюту продавать. Как только ситуация стабилизировалась, мы смогли урегулировать объемы спроса и предложения", — отметил он.

На временный ажиотаж указала и заместитель председателя правления банка "КЫРГЫЗСТАН" Аминат Гривцова.

"У нас безлимитная касса есть только в центральных офисах. Просто в некоторых отделениях не было того объема долларов, какой требовался клиентам. Сейчас мы можем и купить, и продать практически любое количество долларов", — говорит она.

Генеральный менеджер DemirBank Шевки Сарылар подчеркивает, что отток средств предвидели заранее.

"Чтобы удовлетворять все заявки, мы держим большой объем наличности в своих банкоматах, хранилищах и кассах. Люди могут снять деньги в любое время", — заявил он.
Слух №4. Банк N вот-вот обанкротится…
Теоретически возможно все. Однако все представители банков, которым этот вопрос был задан напрямую, — РСК, "Оптима", "Демир", "Айыл", "КЫРГЫЗСТАН" — заявили, что банкротство им точно не грозит.

Например, председатель правления "Айыл банка" Бактыбек Шамкеев напоминает, что учреждение на 100 процентов принадлежит государству.

"Через наш банк реализуется множество госпрограмм в сфере льготного кредитования. Это, безусловно, дает определенную подушку безопасности. Кроме того, население испытывает больше доверия к банку, в котором есть государственная доля", — поясняет он.

Demir Bank хвастает внушительными денежными запасами, международными акционерами и крупным запасом капитала.

"У банка очень консервативная политика в плане выдачи кредитов, и благодаря этому коэффициент проблемных кредитов — на одном из самых низких уровней в стране. Это подтверждают и международные аудиторы", — отметил Шевки Сарылар.

"КЫРГЫЗСТАН" напоминает, что обслуживает значительное количество бюджетных организаций.

"У нас нет проблем ни с наличностью, ни с людьми. Нельзя сказать, что мы подошли к какой-то черте", — подчеркнула Аминат Гривцова.

За финансовыми учреждениями строго следит и Нацбанк. Возьмем для примера уставный капитал — это сумма вложений владельцев банка, которая гарантирует интересы вкладчиков. В Кыргызстане он составляет 600 миллионов сомов, что считается очень высокой цифрой. Скажем, в России уставный капитал в два раза меньше.

"В отечественных коммерческих банках ситуация стабильная, рисков банкротств и потери депозитов нет. Национальный банк ведет постоянный контроль за деятельностью банковской системы и принимает меры по поддержанию стабильности банковской и платежных систем, а также по защите прав потребителей", — заявила пресс-служба НБ КР.
Что же будет с банками и с нами?
Скорее всего, ситуация с коронавирусом нанесет серьезный удар по прибыли банков. В РСК уже отметили, что из-за ЧП уменьшилось количество банковских операций.

"Сократилось число денежных переводов, платежей, кредитований. В основном это связано с ограничением на передвижение граждан", — говорится в письме.

Банки готовы к тому, что доходы упадут, объясняет заместитель председателя правления КБ "КЫРГЫЗСТАН" Аминат Гривцова.

"Кризис никого не обойдет стороной, и доходность банков тоже снизится. Не надо забывать, что с учетом предоставления заемщикам отсрочек по кредитам обязательства банков перед вкладчиками никто не отменял. Мы не можем сказать: дескать, извините, у нас кризис, мы снизим вам проценты. Мы выполняем и будем выполнять свои обязательства", — подчеркнула она.

Как отмечают работники банков, сейчас власти должны оказать поддержку малому и среднему бизнесу, который больше всех страдает из-за карантина. Специалисты уверяют: когда хорошо экономике, хорошо и банкам.

Источник
Национальный банк КР, официальные сайты коммерческих банков

Редактор
Асель Минбаева

Фото
Жоомарт Ураимов, Mohamed Azakir, ASHRAF SHAZLY,
Максим Блинов, Акылбек Батырбеков

Дизайнер

Евгений Волохов
Лента новостей
0