Пляжный сезон на Иссык-Куле в эпоху пандемии выдался ужасным, признает президент клуба Turist.kg Давран Осмонкулов. Местные отдыхающие не смогли заменить собой гостей из России, Казахстана и Узбекистана — сказался тот факт, что пик заболеваемости коонавирусом пришелся на самые жаркие месяцы. Однако Давран Осмонкулов убежден: сложности только начинаются.
— Я посмотрела свежую статистику по туризму в Кыргызстане и ужаснулась: все показатели упали в разы! Кажется, подобного не было с 2010 года, когда в Кыргызстане произошла революция.
— Даже в 2010-м не было такого провального сезона, как сейчас. Из Казахстана все равно приезжали люди. Они, конечно, знали, что у нас революция и все такое, но понимали, что на Иссык-Куле спокойно. Так что в 2010 году у нас точно была работа.
Из-за одной ошибки погибла треть рыбы — о тонкостях форелевого хозяйства
— А был ли в истории иссык-кульского туризма настолько провальный год?
— Наверное, только то лето, когда произошла авария и в речку упал грузовик с цианидом (в 1998 году в реку Барскоон, которая впадает в озеро, опрокинулся грузовик, перевозивший контейнер с цианидом. В воду ушло 1 762 килограмма цианида, погибли четыре человека, более двух с половиной тысяч получили отравления разной степени. — Прим. ред.). Я точно помню, что тогда на Иссык-Куле вообще никого не было, люди боялись заходить в воду.
Как и тогда, сейчас туризм полностью остановился. Не было отдыхающих из России, Казахстана, Узбекистана, приехали только свои, да и их было немного. Гостевые дома в этом году вообще пустовали. Особенно мало людей было на южном берегу.
— Обычно экономика работает так: если спрос падает, то цены снижаются. Однако мы говорили с владельцами отелей и гостиниц на Иссык-Куле в начале июля, и большинство даже не думало снижать цены, а некоторые и вовсе их подняли, чтобы "закрыть" свои убытки.
— Ну смотрите, отели ВИП-класса были забиты. Ну, во-первых, у них не очень много номеров, а во-вторых, в республике достаточно людей, которые могут позволить себе такой отдых, и они не обеднели от коронавируса. Поэтому случались даже такие моменты, когда в элитных отелях не было мест.
Впрочем, если раньше номера там бронировали с 10 июля по 10 сентября, то в этом году даже они поработали всего неделю-другую. Уже в середине августа номера были пустые.
Крупные отели, где могут разместиться от 500 человек и выше, снизили цены как минимум на 30 процентов. Гостиницы эконом-сегмента тоже подешевели: если раньше можно было снять номер за 500 сомов, то в этом году он стоил 300. И то из всех отелей и гостиниц на Иссык-Куле работало только 25-30 процентов.
Мне было стыдно перед туристами за поведение работников отеля — кыргызстанец
— Кто на Иссык-Куле пострадал больше всего?
— По всей береговой линии северного побережья есть отели. В прошлом году они были заселены, а в этом до них просто не доезжали. В основном люди останавливались в курортных городах вроде Чолпон-Аты, поэтому другие места пустовали — они и пострадали больше всего.
— Сколько туристических компаний вообще не смогут пережить этот "коронакризис"?
— Думаю, 30 процентов точно закроются. Им просто нет смысла работать: они закроют офисы и распустят всех сотрудников. Так как от них питаются гостиницы, гостевые дома, отели, трансфертные компании, соответственно они тоже прекратят свое существование.
— Многие бишкекчане мечтают приобрести домик на Иссык-Куле, но цены на недвижимость там почему-то не упали, а даже выросли. Почему так происходит, если местным жителям сейчас очень нужны деньги?
— А вы думали, что их местные продают? Бишкекчане и продают эти домики и участки. Нет смысла снижать на них цены, потому что все понимают: рано или поздно мы вернемся к обыденной жизни.
— Под своим постом о последствиях коронавируса для иссыккульцев я увидела следующий комментарий: "Последствия для них только начинаются... Последние дошираки доедят, и начнутся последствия ближе к зиме". Как думаете, что автор комментария имел в виду?
— Да, доедают. А что делать? У многих иссыккульцев и дошираки кончились давно. Огромное количество жителей Каракола и Чолпон-Аты живут за счет туристов, и теперь они не только лишились дохода, но и влезли в огромные долги.
Чтобы подготовиться к летнему сезону, бизнесмены брали кредиты. При этом я знаю многих людей, которые занимаются гостевыми домами, но это не их собственность — здания они взяли в аренду, то есть за это тоже нужно платить. Так что, если у людей есть доширак, то пусть радуются.
— Но ведь помните, говорили, что туристическим компаниям предоставят отсрочки по кредитам. Они хоть как-то помогли?
— Были отсрочки, но буквально на несколько месяцев, а потом все вернулось на свои места. Я не знаю, может ли государство как-то помочь в этом вопросе, потому что банки у нас — независимая структура, как государство в государстве.
Сколько можно зарабатывать на выброшенных бутылках — история кыргызстанца
— Что насчет горнолыжного сезона? Он бы мог стать спасительной пилюлей для туристического сектора. Сейчас на зиму вообще кто-то надеется?
— Сейчас там происходят непонятные вещи, чиновники заявляют, что снова начнется карантин, прогнозируют вторую волну. Я вам честно скажу: если раньше в сентябре у нас группы были расписаны до конца марта, сейчас даже запросов нет на зимний отдых.
Мы не представляем, чем будем заниматься зимой, да и денег нет на те же самые маркетинговые услуги. Многие компании даже во время застоя выплачивали зарплаты сотрудникам, потому что хорошего работника днем с огнем не сыщешь. А сейчас запасов уже не осталось.
— Когда в России закрылись границы и жители больше не смогли выезжать отдыхать в Турцию, Египет и Таиланд, там активно заработали местные курорты. Почему у нас так не произошло?
— Бишкекчан на всех не хватит, их всего миллион, и то половина была на самоизоляции. К сожалению, у нас пик эпидемии пришелся как раз на разгар туристического сезона. Многие потеряли своих близких, люди боялись, им было не до поездок.
Вы же сами знаете, что творилось, какие проблемы у нас были со здравоохранением. В России все это было поставлено гораздо лучше — протоколы, лечение, и они вышли из ситуации на другом уровне. Поэтому россияне летом перешли к обыденной жизни.
Что касается туризма, то в России есть государственная программа, по которой они все работают. Взять для примера наши курорты, которые подведомственны профсоюзам. Они расположены в уникальных природных местах, коих в мире нигде нет, но там ремонт не делали еще со времен СССР. Там до сих пор стоят деревянные избушки с большими щелями. Кто туда поедет?
Это был удар! Из-за сильного дождя я лишился огромных денег — бизнесмен из КР
— Я сейчас спрошу у вас как человек, который на следующий год планирует отдохнуть на Иссык-Куле. Цены случайно не упадут?
— Я думаю, мы вернемся к цифрам 2019 года. Не думаю, что цены снизятся, ведь у многих бизнесменов кредиты, денежные обязательства. Им так или иначе придется платить по счетам.
— Как изменила эта ситуация работников туризма?
— Люди с ужасом осознали, что туризм — это очень уязвимый бизнес: сегодня он есть, а завтра его может и не быть. Поэтому многие сейчас стараются переориентироваться, например, открывают магазины по продаже продуктов питания — такая торговля всегда будет процветать. Проблема в том, что многие не готовы к зиме, сейчас уже поздно, например, выращивать картошку.