Иностранец объяснил, почему путешествует по Кыргызстану в пандемию

© Sputnik / Светлана ФедотоваПутешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай
Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай - Sputnik Кыргызстан, 1920, 13.07.2021
По подсчетам жителей долины Ак-Сай, в этот укромный уголок Кыргызстана летом ежедневно приезжают от 20 до 100 иностранцев. Корреспондент Sputnik узнал, почему туристов не пугают ни пандемия, ни огромные расстояния.

Между отдыхом во Франции и путешествием по Кыргызстану я уверенно выбрала второе. Просто здесь я могу проехать половину страны за 7 тысяч сомов, хотя из "французского" мне доступно только село в Суусамырской долине, которое соотечественники почему-то называют Парижем.

Знаете, как определить, насколько прекрасным окажется место вашего отдыха, не видя ни одной фотографии? Если за время пути пятая точка стала квадратной, а в животе начались такие взрывы, за которые не взяла бы ответственность ни одна террористическая организация, значит, вы двигаетесь в правильном направлении...

Иностранец объяснил, почему путешествует по Кыргызстану в пандемию - Sputnik Кыргызстан, 1920, 13.07.2021
Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай

Мы отправились на небольшое озеро в Нарынской области неподалеку от границы с Китаем — Кель-Суу. Сезон посещения этого места короткий — с июня по сентябрь. Уже в начале осени высокогорные перевалы заметает снегом, и добраться до озера невозможно.

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров - Sputnik Кыргызстан, 1920, 06.06.2020
Кыргызстанец построил необычный туалет, который манит туристов, — история успеха
Чтобы попасть сюда, необходимо получить пропуск в Погранслужбе. Он стоит 300 сомов при оформлении за три недели до выезда и в три раза дороже, если вы оформляете его всего за пару-тройку дней. Туры на Кель-Суу стоят минимум 5 000 сомов — в зависимости от степени комфорта. Однако, сколько бы вы ни заплатили, будьте готовы к тому, что примерно 130 километров пути вас будет трясти, как кыргызских миллионеров перед незапланированной встречей с сотрудниками ГКНБ.

Можно бесконечно ругать отечественный сервис, жаловаться на высокие цены и твердить, что в Турции "за эти деньги ноги бы целовали", но когда после 12 часов дороги меня поселили в юрту с кроватью и печкой, а потом угостили горячим чаем, боорсоками, лепешкой и арбузом, я поняла, что обслуживающий персонал любого пятизвездочного отеля Антальи не сравнится с эжешкой в долине Ак-Сай.

Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай

Ночевка в юрте стоит 600 сомов с человека. Здесь нет электричества, связи, водопровода, комфортного туалета и душа, тем не менее через каждые 5-10 метров можно встретить счастливых иностранцев.

Наши соседи по юрточному лагерю оказались туристами из Франции. Они приехали в Кыргызстан пару недель назад и объездили уже полстраны. Признались, что в Нарыне им пока нравится больше всего. Кстати, перед путешествием иностранцы прошли вакцинацию.

Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай

"Во всем мире свирепствует коронавирус, а здесь, кажется, и пандемии нет. Наши друзья отдыхали тут в июне, по их рекомендации мы и прилетели. Были в шоке, увидев в долине столько туристов за пару дней. Каждый день приезжает много путешественников из разных стран", — рассказал француз.

Перед походом на озеро иностранцы советовали нам взять лошадей. Они уже несколько раз были на Кель-Суу и считали трипы на лошадях самыми удобными. Добраться до озера можно и на внедорожнике, такая поездка стоит от 300 долларов. Но мне не хотелось принимать сидячее положение из жадности и еще потому, что 450 километров я преодолела в бусике.

© Фото / Светлана ФедотоваПутешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай
Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай

Наша группа решила идти пешком: дорога несложная, расстояние — около восьми километров. В итоге путь к озеру занял чуть больше двух часов. Вообще, я могла бы добраться быстрее, если бы не десятки сусликов, сотни цветов и лошадей , которых нужно было сфотографировать, и не слабая "дыхалка", которая подвела меня на первой же горке. Когда я в итоге доползла до Кель-Суу, не могла поверить, что окружающая меня красота реальна.

© Sputnik / Елена АгееваПутешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай
Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай

Всего за 500 сомов здесь можно покататься на лодке. Однако туристов на озере было столько, что, пока настала наша очередь, поднялся ветер и начался дождь. "В непогоду не катаемся — лодку унесет, и можно утонуть в ледяной воде", — сказали нам.

Приехать на Кель-Суу и не покататься на лодке — это все равно что жить в Чолпон-Ате и никогда не купаться в Иссык-Куле. "Местные вообще редко уплывают на дальние расстояния, чаще всего делают фотографии в 5-10 метрах от берега. Главное — сфотографироваться, берег в вашем распоряжении", — объяснил владелец лодки.

Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай

На обратном пути мы встали перед выбором: идти проверенной дорогой или той, по которой ездят внедорожники. Трое из трех путешественниц проголосовали за неизведанный путь, однако через полчаса каждая пожалела. Мы стали в какой-то степени похожи на известного человека, который ходил по воде, но погрузились в нее настолько, что одной из нас даже пришлось снять штаны.

Я намеревалась перейти реку, чтобы не испачкать любимые кроссовки в болоте. Однако уроки выживания в военно-антоновской школе носили немного иной характер — как устоять в ледяной воде при сильном течении, я не имела ни малейшего понятия. Поэтому мы втроем вернулись к болотистому пути. К счастью, вскоре повстречали компанию на лошадях.

Путешествие колумниста Светланы Федотовой в долину Ак-Сай

— Помогите, пожалуйста. Можете перевезти нас на ту сторону реки?
— А как вы тут вообще оказались?

После короткого объяснения нам помогли залезть на лошадей и перевезли через реку. Процесс занял всего 10 минут.

— Хорошо, что ребят встретили...
— Да, я им тысячу заплатила.

— Сколько?!
— Они вас отвезли, а когда за мной вернулись, начали бухтеть. Я подумала, что надо предложить денег, а с собой была только купюра в тысячу сомов.

Коммерциализированный героизм спасителей я запомню надолго, потому что аренда лошади на день стоила дешевле, чем наша переправа. Хотя они ведь могли вообще нам не помогать и просто проехать мимо... Когда мы дошли до лагеря, нам затопили печку в юрте, заварили чай и угостили арбузом. В этот момент я поняла, что поездка на Кель-Суу — лучшее, что случилось со мной за долгое время.