МВД предлагает повысить штрафы за нарушения ПДД — разбор важных статей юристом
© Sputnik / Акылбек БатырбековАвтомобили на перекрестке улиц в Бишкеке. Архивное фото
Подписаться
Усилится ли коррупция при увеличении штрафов, есть ли польза от передачи МВД функций регистрации авто и выдачи прав и что значат предлагаемые поправки, рассказал юрист.
МВД предлагает внести поправки в законы, предполагающие увеличение штрафов и ужесточение наказаний за нарушение ПДД. При этом министерство просит Жогорку Кенеш рассмотреть документ во внеочередном порядке как неотложный.
Sputnik Кыргызстан изучил законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере обеспечения безопасности дорожного движения" вместе с юристом Владимиром Плужником. Ниже приведены самые значимые поправки и комментарии к ним.
Лишение прав
В статье 28 "Виды взысканий" говорится, что за совершение правонарушений могут применяться следующие виды взысканий — предупреждение, общественные работы и штраф. Кроме этого, водителя могут лишить прав или арестовать, а иностранных граждан выдворить.
"Лишение специального права — это, по сути, возвращение такой меры, как, например, лишение права управления автомашиной (с изъятием водительского удостоверения) в случае существенного нарушения водителем правил. На сегодня эта мера вынужденная и необходимая, поскольку достаточно часто водители постоянно нарушают правила, не уплачивают штрафы или уплачивают и продолжают систематически нарушать ПДД. При этом, согласно проекту, такая мера может быть применена только за систематическое нарушение, а грубое нарушение ПДД один раз в 1,5 года не приведет к ее применению", — сказал Плужник
В статье 31-1 предлагается ввести норму "Лишение специального права". Срок лишения прав (на управление транспортными средствами, охоту, лицензии и т. д.) не может быть меньше шести месяцев и может достигать нескольких лет. Применяется за грубые и систематические правонарушения два и более раз в течение года. При этом лишение водительских прав не может применяться к лицам с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также самовольного оставления места ДТП, участниками которого они являются. Также предлагается лишать прав за уклонение от проверки знаний Правил дорожного движения.
"По старой редакции лишение прав могло не применяться или применялось исходя из обстоятельств по усмотрению органа, рассматривающего факт правонарушения. Если новая редакция вступит в силу, то не применить эту норму будет уже невозможно в отношении тех, кто подпадает под действие статей. Тут предлагается установить временные границы лишения прав. В прежней редакции кодекса данная мера применялась как дополнительная к основному наказанию. То есть помимо штрафа применялась еще и дополнительная мера воздействия, однако она не была конкретизирована по сроку действия, то есть если нарушение совершено в течение одного года со дня совершения аналогичного нарушения, то есть два и более нарушений подряд в течение года со дня первого нарушения", — разъяснил Плужник.
В статье 38 "Отстранение от управления транспортным средством" предлагается ввести норму, по которой можно отстранить от вождения тех, кто ездит с госномерами с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
"Технический прогресс и народное техническое творчество позволяют наносить на номера автомашин специальный гель, лак и иные средства, которые не дают видеокамерам системы "Безопасный город" считывать эти номера. Это уже известно всем. Новая норма, странно, что она не была принята сразу, позволит при выявлении такого факта применять меры административного воздействия к нарушителю", — пояснил юрист.
В статье 38-1 "Проверка знаний Правил дорожного движения" предлагается новая норма — направлять на сдачу экзамена по ПДД. На пересдачу будут отправлять водителей, совершивших три и более правонарушений в течение одного года, а также тех, чьи нарушения были зафиксированы видеокамерами пять и более раз.
Статья 50. Исчисление сроков общественных работ, ареста и лишение специального права.
"Ранее срок общественных работ исчислялся часами, ареста — сутками. Теперь же предлагается добавить срок лишения специального права, который будет исчисляться месяцами, годами", — пояснил юрист.
В статье 177 "Повреждение дорожного сооружения" предлагается штрафовать и обязать водителей, повредивших дороги и дорожные сооружения, железнодорожные переезды или технические средства (знаки, указатели и так далее), восстанавливать их.
"Данная норма существовала и ранее и была указана в Гражданском кодексе КР, то есть виновные в ДТП водители обязаны были восстановить поврежденную автомашину. Теперь же предлагается позаботиться о государственной собственности при ДТП, когда повреждается придорожное имущество: светофор, знаки, ограждения и прочее. Но странно, что предлагается восстанавливать самостоятельно, хотя целесообразно обязать возместить стоимость имущества и работ по его восстановлению. Очевидно же, что нарушитель не знает, как это сделать профессионально, у него нет специального оборудования для выполнения восстановительных работ, то есть в данном варианте восстановление будет производиться абы как", — сказал Плужник.
В статье 182 "Нарушение правил эксплуатации транспортных средств" исключили норму, согласно которой не штрафовали за отсутствующий госномер или иные нарушения, если их устраняли на месте.
"В прежней редакции при устранении этих нарушений на месте водитель освобождался от ответственности, то есть он мог снять незаконную тонировку или установить госномер и продолжить движение. В новой редакции предлагается ввести штраф за нарушение, при этом продолжение движения с данным нарушением невозможно. То есть водителю необходимо на месте устранить его и уплатить штраф", — пояснил юрист.
По остальным статьям можно сказать, что в основном предлагается увеличить размеры штрафов. Так, например, за превышение скорости на величину более 40 километров в час предлагается установить штраф в размере 100 расчетных показателей (один показатель равен 100 сомам), а на величину более 60 километров в час этот штраф составит 200 расчетных показателей, то есть 20 тысяч сомов для физических лиц. Кроме этого, некоторые поправки сводятся к тому, чтобы привести законодательство в соответствие с международными договорами. Они не имеют отношения к нашим водителям.
Вместо эпилога
По большому счету все реформы, как считает Плужник, в том числе передача МВД полномочий по регистрации автомобилей и выдаче водительских прав, ничего не изменили. Как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. То есть для обычного владельца автомашины, который заключает сделки в ГУ "Унаа", ничего практически не изменилось. Те же очереди, та же система регистрации прав собственности при продаже авто, те же правила совершения сделок.
По словам, юриста, раньше при изменении кодекса в части уменьшения размера штрафов в пояснительной записке приводился анализ и указывались причины снижения. Говорилось о снижении коррупционной составляющей, когда водитель и сотрудник УОБДД могли договориться на месте. Целью тогдашних изменений было сделать штрафы настолько лояльными, чтобы водителю было удобнее уплатить их и невыгодно договариваться о взятке. Сегодня предлагается увеличить штрафы. К сожалению, в новой законодательной инициативе не рассматриваются причины и последствия такого шага, подытожил Плужник.