Вадим Павлов
Спустя уже более семь месяцев после начала специальной военной операции на Украине и усиления санкционного давления на РФ можно констатировать, что план коллективного Запада по быстрому "уничтожению российской экономики" провалился, а санкционный потенциал иссяк. Что Европа может "положить" в новый санкционный пакет и почему он выглядит жалко — в материале Sputnik.
Откуда дует ветер
На территориях Донецкой и Луганской народных республик, а также в Запорожской и Херсонской областях вчера завершились референдумы по вопросу присоединения к России, которые длились пять дней. Согласно опубликованным сегодня результатам, подавляющее большинство населения регионов (от 87,05% до 99,23% в каждом) проголосовало за вхождение в состав РФ.
После появления новостей о референдумах западные политики ожидаемо встрепенулись.
Так, в интервью CNN председатель Еврокомиссии Урсула фон Дер Ляйен заявила, что проведение референдумов повлечет за собой новые европейские санкции. С ней согласился глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, добавив, что министры иностранных дел государств ЕС единодушны в вопросе принятия дополнительных мер — как персональных, так и секторальных. Что это будут за меры и в отношении каких секторов они будут приняты, господин Боррель не уточнил, лишь пообещав "привлечь Россию к ответу" за организацию референдумов и "другие нарушения международного права".
Отсутствие какой-либо конкретики и анализ введенных ранее санкционных пакетов демонстрируют отсутствие реальных рычагов давления на РФ, действительно способных разрушить российскую экономику (что так уверенно обещали всему миру лидеры стран коллективного Запада еще в феврале–марте).
Сегодня днем, как сообщает Politico Playbook, послы стран Евросоюза предложат Европейской комиссии новый пакет антироссийских санкций. Так какие рестрикции могут быть приняты в отношении России теперь?
Продолжение отрицания энергозависимости
В новый пакет санкций, как ожидается, войдет план ограничения стоимости российской нефти. Или, есть использовать уже привычное словосочетание, "потолок цен". Об этом со ссылкой на четырех дипломатов стран ЕС сообщает Politico.
Напоминаем, страны "Большой семерки" (США, Канада, Великобритания, Италия, Германия, Франция и Япония) договорились установить предельную цену на российскую нефть на уровне $40-60 за баррель (сегодня стоимость марки Brent составляет примерно $84). А тем государствам, которые этот "потолок" соблюдать не захотят, в G7 решили запретить работать со своими операторами, что, по их замыслу, вызовет проблемы со страхованием и транспортировкой "черного золота" из РФ. То есть, как считают в "Большой семерке", сделает покупку нефти в России практически невозможной.
По данным Politico, сегодня США оказывают давление на Евросоюз в данном вопросе, чтобы добиться прогресса в введении "потолка" до вступления в силу европейского запрета на импорт российской нефти.
Авторитетное агентство Bloomberg в свою очередь сообщает, что пять европейских стран — Польша, Ирландия, Литва, Латвия и Эстония — разработали и предложили принять пакет антироссийских мер, в числе которых присутствуют запрет на поставки сжиженного нефтяного газа (LPG) и ограничения на сотрудничество в области ядерной энергетики.
Первым делом стоит отметить, что самоограничения Запада на покупку топлива у РФ в преддверии зимы и на фоне мирового энергетического кризиса, которому сопутствуют заоблачные цены на газ, вероятно, куда больнее ударят по самой Европе, нежели по российскому "кошельку". Тем более что LPG является далеко не основной статьей российского углеводородного экспорта (в отличие, например, от нефти, трубопроводного газа или угля).
Куда интереснее обстоят дела с ядерной энергетикой. Если Евросоюз согласится с данным предложением "небольшой пятерки" и ограничения на сотрудничество в этой области будут внесены в восьмой пакет антироссийских санкций, последствия окажутся весьма и весьма тяжелыми. Для самой Европы.
Дело в том, что ввести санкции в отношении ядерной отрасли далеко не так просто (поэтому они до сих пор не введены).
Техобслуживание АЭС и прочие сервисные услуги, например, проводит сторона, которая имеет непосредственное отношение к строительству данной станции. Таким образом, Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия и Финляндия (в этих странах работают советские реакторы, а в некоторых из них "Росатом" до сих пор реализует проекты строительства новых станций) получат целую кучу проблем, решить которые они будут не в силах.
В свою очередь, кстати, от экспорта энергии с АЭС некоторых перечисленных государств зависят их соседи (например, Балканы и Греция от поставок с болгарской АЭС), что ставит под удар энергетическую безопасность значительной части стран всего Европейского союза.
Обслуживание станции, кстати, предусматривает и поставку ядерного топлива в необходимом количестве, а также его загрузку в реакторы.
Здесь следует вспомнить, как долго Европа вымучивала ограничения на поставки российской нефти (но так и не вымучила что-то стоящее), поскольку на перерабатывающих заводах, заточенных на переработку именно российской марки "черного золота", достаточно проблематично перестроиться на какую-то другую нефть. С ядерным топливом все еще сложнее — оно должно в наивысшей степени соответствовать предписанной форме в соответствии с лицензионными требованиями, установленными органами по надзору за безопасностью.
То есть, говоря простым языком, заменить российское топливо из российского урана на какой-то аналог практически невозможно. Чешское издание Seznam Zpravy ранее даже подсчитало, что при прекращении импорта российского топлива для европейских АЭС почти четверть населения ЕС останется без электричества.
Помимо топлива, кстати, РФ поставляет в Европу еще и сам уран. Достаточно активно его скупает, например, Франция, которая впоследствии делает из него топливные элементы для реакторов как советского образца, так и западного.
Впрочем, Запад, кажется, понимает невозможность принятия мер, опрометчиво предложенных "небольшой пятеркой". Например, Politico пишет, что данные санкции вряд ли войдут в восьмой пакет, поскольку из-за них сама Европа потом не оберется проблем. Так что данная инициатива вряд ли найдет поддержку у всех стран ЕС.
Еще об одной интересной инициативе Польши, Ирландии и трех стран Балтии со ссылкой на проект документа и осведомленные источники сообщает Bloomberg. Предложение заключается в том, чтобы отключить от международной платежной системы SWIFT "Газпромбанк".
Ограничения не коснулись его до сих пор по той причине, что через него Европа оплачивает поставки российского газа (согласно требованию РФ). Но готовы ли в Евросоюзе полностью отказаться от поставок российского газа прямо сейчас?
Если да, то такое решение в преддверии зимы однозначно приведет к росту цен на газ и еще большему его дефициту. Куда вероятнее, что инициативные страны Балтии и Ирландия будут угомонены более весомыми европейскими игроками — в частности, все еще зависящими от российский поставок Германией, Италией, Австрией и другими.
Удар по финансовой сфере
Отключить от SWIFT страны "небольшой пятерки" предлагают не только "Газпромбанк" — с него предлагают именно начать. А отключить призывают "большее количество российских банков", об этом сообщают как Bloomberg, так и Financial Times. Подробностями в свою очередь делится издание EUobserver. По его информации, список "отключенных" предлагается пополнить также "Тинькофф Банком", "Росбанком" и "Альфа-банком".
Кроме того, предлагается запретить страхование и транзит долларовых банкнот в Россию (при этом поставки долларов в РФ в марте уже запретили США), а также ограничить операции с криптоактивами.
Предложения эти выглядят как попытка ударить по торговле России с "дружественными" странами и по механизму параллельного импорта. В таком случае вполне возможно появление новых проблем – прежде всего у непродуктового ритейла и маркетплейсов, — однако полностью остановить платежи санкции вряд ли смогут. Потому что отключать все банки от SWIFT Запад, очевидно, не намерен — хотел бы, давно уже осуществил бы это.
Да и на самой SWIFT свет клином не сошелся, в мире существует несколько систем обмена банковской информацией, в том числе российская и китайская.
Снова о высоких технологиях
Как со ссылкой на одного из европейских дипломатов сообщает Reuters, в восьмом санкционном пакете мы можем увидеть более жесткие ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции. Данные рестрикции призваны "ограничить боевые возможности России".
Подробностями делится EUobserver: речь об эмбарго на поставки в РФ определенных высокотехнологичных товаров, таких как лазерные приборы, радарное оборудование и смартфоны. Следует отметить, что радары и так не могут сегодня ввозиться в Россию из-за введенных ранее санкций, поскольку они являются товарами двойного назначения.
Что касается смартфонов, то тут (если это и произойдет) уже достаточно долгое время налаживается механизм параллельного импорта (то есть разрешен ввоз продукции без разрешения правообладателя), который позволит россиянам получать свежие модели телефонов.
Также, как сообщает Bloomberg, "небольшая пятерка" предлагает запретить компаниям ЕС сотрудничать с "Лабораторией Касперского", ужесточить существующие ограничения на экспорт технологий и добавить больше товаров в список запрещенных технологических продуктов, включая машины для обработки данных, устройства хранения и некоторые виды электроники. Плюс предлагают ввести запрет на предоставление России IT-услуг, услуг по программному обеспечению и кибербезопасности.
Даже те ограничения, которых де-юре еще нет, де-факто уже существуют. Например, под ограничения не попадают поставки определенного IT-оборудования в Россию из Европы, но в действительности этих поставок давно нет.
Поэтому подавляющее большинство новых ограничений, о которых сегодня говорят на Западе, — это лишь очередное пережевывание того, что уже так или иначе было введено в отношении России.
Отказ от роскоши и вторичность
Кроме всего прочего, Евросоюз рассматривает возможность запретить покупку российских алмазов (даже если они продаются третьими странами, но были добыты на территории РФ). Крупнейшим покупателем российских алмазов в ЕС является Бельгия — на нее приходится чуть менее половины от всего экспорта. Однако другие страны Европы если и закупают драгоценные камни в России, то на сущие копейки.
Для понимания: по итогам 2021 года Россия экспортировала алмазы на $4 млрд, примерно половина из них ушли в ОАЭ ($1,2 млрд) и Индию ($0,76 млрд). На Бельгию приходится $1,7 млрд.
Что мы имеем на выходе: Евросоюз хочет ввести санкции в отношении довольно незначительной статьи российского экспорта, в которой его доля не превышает и половины. Больше похоже на удар по Бельгии, жадно скупающей российские алмазы, чем по самой России.
В остальном же, согласно имеющимся в западных СМИ сообщениям, все достаточно вторично: запреты на вещание российских телеканалов, на оказание услуг российским компаниям в разных сферах, на финансовую поддержку из РФ для различных европейских неправительственных организаций, ряд запретов в отношении россиян (касающихся визовой политики, покупки недвижимости и другого), введение новых персональных санкций и прочее.
А еще, конечно же, "небольшая пятерка" предложила (снова) конфисковать замороженные в Европе российские активы. Но даже в этом, как отмечает Reuters, им вряд ли удастся заручиться единодушной поддержкой всех стран Евросоюза. А без согласия каждого государства-участника ни одно решение в ЕС принято быть не может — все имеют право вето при обсуждении санкций.
Также важной видится информация от Politico, что вместе с принятием нового санкционного пакета Европейский союз намеревается ослабить санкции против РФ в других направлениях. Так, со ссылкой на европейской чиновников издание сообщает, что рестрикции будут смягчены в отношении "других товаров", что фактически снимет запрет на поставки российских удобрений и цемента.
Резюмируя, хочется сказать, что восьмой санкционный пакет не выглядит по-настоящему серьезным давлением. Скорее его можно назвать ширмой, за которой от безысходности стараются спрятать свою беспомощность западные чиновники.
Раскол в союзе?
Reuters утверждает, что новый пакет санкций (как бы активно наиболее русофобные чиновники ЕС не рассказывали о его скором принятии) может застрять на этапе согласования. По данным дипломатических источников агентства, гарантий быстрого принятия новых рестрикций нет. Причина в том, что некоторые страны Евросоюза "все больше сопротивляются введению дальнейших ограничений в отношении России".
Речь, вероятно, в первую очередь о Венгрии. Так, в конце минувшей недели премьер-министр Виктор Орбан публично выступил за отмену санкций против РФ, заявив, что они наносят больший ущерб экономике Европы, чем России. Глава Венгрии также призвал членов европейской коалиции сделать все возможное, чтобы антироссийские санкции были сняты до конца текущего года, и заявил о планах проведения неких "национальных консультаций" (возможно, речь о референдуме), чтобы узнать мнение венгров о санкциях против РФ.
До этого на встрече министров стран ЕС глава МИД Венгрии Петер Сийярто также заявил, что санкции провалились, поскольку "военные действия на Украине продолжаются, а экономическая ситуация в Европе становится все хуже".
И Венгрия такая явно не одна в Евросоюзе. Потенциал ограничений, которые может ввести Запад и которые действительно сильно ударят по российской экономике (не ударив в ответ так же или сильнее по экономике ЕС), практически свелся к нулю. Единства в вопросе введения новых санкций также не видно.
Как итог — на минувшей неделе в Европейском союзе заговорили об изменении самого механизма принятия решений. Предполагается, что, например, антироссийские санкции можно будет вводить не только при единогласном "да" всех членов ЕС, а достаточно будет поддержки большинства.
Если такая реформа реализуется, многие ли захотят и дальше оставаться в союзе, в котором они будут вынуждены из-за решений большинства (вопреки собственным желаниям) соглашаться, например, на рост инфляции и рецессию экономики в своей собственной стране?