Внезапное появление в "пакетах" военной помощи киевскому режиму ряда подержанных и даже антикварных бронемашин стандартов НАТО вызвано осознанием неизбежности поражения Запада в прокси-войне с Россией и желанием получить выгоду даже на краю пропасти. Натовские БМП не изменят расклад сил в зоне СВО, отчаянное безрассудство Соединенных Штатов и их союзников может привести к поставкам ВСУ ударного вооружения (танков, самолетов, оперативно-тактических ракет дальностью до 300 километров), эскалации и проекции военного конфликта далеко за пределами украинского театра военных действий.
Пентагон 9 января заявил о новом "импульсе" стран-доноров — передаче Киеву американских боевых машин пехоты Bradley, а также немецких и французских аналогов. Госдеп в тот же день отметил, что поставками бронетехники натовских стандартов Соединенные Штаты стремятся изменить текущую динамику конфликта на Украине. Обстановка в зоне СВО свидетельствует о поражении киевских марионеток Вашингтона — методичном уничтожении ВСУ, деградации украинской экономики и государственности. Запад отчаянно сопротивляется неизбежному поражению в борьбе с Россией.
Агрессивные планы альянса, количество и боевые характеристики подержанной натовской бронетехники, проблема подготовки специалистов ВСУ в обозримой перспективе не позволят изменить баланс сил в зоне СВО, нивелировать огневое превосходство и стратегическое доминирование ВС России. Напомню, за 320 суток спецоперации российские войска уничтожили 7 465 танков и других бронированных машин ВСУ. То есть в среднем за месяц киевский режим теряет более 700 бронемашин. Две-три сотни натовских БМП Marder, Bradley, M-113, "колесных танков" AMX-10RC или даже (в перспективе) два-три десятка гусеничных (Abrams, Leopard, Challenger) на украинском ТВД погоды не сделают, лишь продлят агонию киевского режима и страдания украинского народа.
Операция "Утилизация"
Прикрываясь демагогией о защите украинской демократии, Вашингтон и его европейские союзники цинично используют украинский театр военных действий для утилизации своих устаревших вооружений и последующего обновления арсеналов. Обещанные Киеву БМП Marder, Bradley, M-113, "колесные танки" AMX-10RC и другие боевые машины созданы еще в годы холодной войны и технологически несовершенны, имеют большие сроки эксплуатации (ненадежны, а ремонтная база на Украине отсутствует), требуют значительного времени для подготовки специалистов ВСУ. А главное, сотни бронемашин из предыдущих поставок Запада уже уничтожены — безрезультатно для киевского режима.
Представитель Минобороны Великобритании 9 января заявил: "На сегодня мы передали Украине более 200 единиц бронетехники, в том числе машины Stormer, вооруженные ракетами Starstreak". Речь о небольших броневиках образца 1970-х годов с аналогами "Стингеров" на борту (зенитные ракеты выпуска 1980-х дальностью до 6 километров, с наведением по лазерному лучу). По мнению специалистов, это достаточно сложный в эксплуатации и уязвимый для российской авиации объект. Дальше — больше, и не лучше. После "реанимации" подержанных боевых машин на базах хранения НАТО поставки на Украину состоятся не ранее весны 2023 года.
Наиболее продвинутой БМП из обещанных выглядит американская М2 Bradley, созданная в 1970-х годах для борьбы с советской бронетехникой, для огневой поддержки танков и транспортировки живой силы. ВСУ получат не самые современные модификации (М2 и М2А1), возможно, с блоками динамической защиты. Типовое вооружение — 25-милимметровая автоматическая пушка со спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом плюс ПТУР TOW-2, десант — семь человек. Система управления огнем имеет лазерный дальномер, водитель располагает тепловизором. Американцы утверждают, что противотанковые ракеты Bradley (ПТУР TOW-2) уничтожили в Ираке больше бронетехники противника, чем танки Abrams.
И все же в гипотетическом поединке с российской БМП-3 американская Bradley проиграет. Современная БМП-3 несет на борту 100-миллиметровое орудие — пусковую установку 2А70 в паре с 30-миллиметровой пушкой 2А72, которые обеспечивают возможность "эффективного ведения боевых действий мотопехотным подразделениям в наступлении и обороне без поддержки танков и артиллерии". Российское орудие гарантированно поразит американскую БМП любой модификации. Российская бронемашина имеет более высокую живучесть и за счет маневренности: удельная мощность БМП-3 — 26,7 л. с. на тонну, Bradley — не более 21,7 л. с. на тонну. Неслучайно Bradley проиграла БМП-3 тендер в ОАЭ. По данным СМИ, у арабов сейчас до 650 российских машин, и более тысячи БМП-3 успешно "служат" в 13 странах. Безусловно, американские БМП Bradley не обеспечат ВСУ преимущества на поле боя "уровнем огневой мощи и брони", как это представляют в Пентагоне. Вероятнее, они станут пробным шаром перед появлением на Украине более смертоносного ударного вооружения НАТО (танки Abrams и Leopard 2, самолеты F-16, тактические ракеты MGM-140 ATACMS дальностью до 300 километров), за которым последует новый виток эскалации конфликта.
Германия поставит Украине 40 БМП Marder, которые должна была в рамках "кругового обмена" передать Греции, но Афины не против. В Бундесвере БМП Marder приняли на вооружение в 1971 году. Бронированная двухместная башня с 20-миллиметровой автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-ммиллиметровым пулеметом позволяет вести огонь командиру и наводчику. Второй такой же пулемет смонтирован на поворотной установке с дистанционным управлением. Корпус машины сварен из стальных листов, лобовая броня обеспечивает защиту от 20-миллиметровых снарядов. В поединке с БМП-3 шансы на выживание у немецкой машины равны нулю (не говоря уже о противостоянии с российскими танками). Применение БМП Marder в 2009 году в боевых действиях на территории Афганистана яркими победами не отмечено. Возможно, поэтому с 2010-го на смену "Мардеру" в Бундесвере пришла новая БМП Puma.
"Боевой автобус" — американский гусеничный БТР M113 образца 1960 года считается самым массовым бронетранспортером в мире (только с 1980-го собрано более 80 тысяч M113). Основное вооружение — крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет Браунинга М2НВ (боекомплект 2 000 патронов), размещенный рядом с командирской башенкой. Корпус БТР полностью выполнен из алюминия, который позволяет уменьшить вес машины и якобы защищает от стрелкового оружия. В дальнейшем броню пытались усилить за счет накладных композитных и стальных листов. Несмотря на архаизм конструкции M113, Пентагон планировал отказаться от него лишь к 2030 году, но украинский ТВД наверняка позволит ускорить утилизацию и обновление парка БТР.
Боевая разведывательная машина, "колесный танк", и он же тяжелый бронированный автомобиль AMX-10 RC французского производства — не конь педальный, однако с 1976 года морально устарел. Вооружение — гладкоствольное 105-миллиметровое орудие в башне, боеприпасы — осколочно-фугасные и кумулятивные. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 миллиметра. Тонкая броня AMX-10RC защищает от стрелкового оружия и осколков, но не от крупнокалиберных снарядов или противотанковых ракет. Производство таких машин прекратили в 1994 году (всего выпущено более 450 AMX-10 RC). Франция применила две сотни AMX-10RC в ходе операции "Буря в пустыне" и в борьбе с повстанцами в Африке. Боевой путь "колесного танка" особыми подвигами не отмечен.
Весь упомянутый выше "антиквариат" НАТО способен двигаться (если мороз небольшой) и стрелять (если успеет), но оружием победы точно не является. И украинский посол в Британии Вадим Пристайко в интервью Newsweek откровенно заметил: "У части западной техники истекли сроки годности. Мы шутим: если хотите ее утилизировать, отдайте нам, мы направим в нужное русло". Очевидно, киевский режим не волнует сопутствующая "утилизация" сотен тысяч украинских военнослужащих. Для высокопоставленных чиновников в Вашингтоне, Брюсселе, Лондоне и Киеве гарантированный разгром ВСУ и поражение НАТО секретом не являются. Однако США потратили на Украину так много денег, что не могут остановиться на пути к пропасти. Деструктивный курс Вашингтона и альянса неизбежно будет скорректирован растущими (ответными) военными угрозами североамериканской территории и европейским сателлитам Соединенных Штатов.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram