Послышался хлопок, самолет тряхнуло, на борту началась паника. "Смотрите, смотрите, двигатель горит!" — крикнул кто-то. Пассажиры в истерике начали требовать объяснений от стюардесс и метаться по салону. Бортпроводница сказала, что по техническим причинам лайнер не летит в Баткен и вернется в Бишкек.
Вот что происходило внутри самолета! Слава Богу, что все обошлось! pic.twitter.com/VgGYiQWTtC
— Geniusbaby (@bishkekchanka65) 2 марта 2018 г.
— Сохраняйте спокойствие, все под контролем! Пожалуйста, сядьте и пристегните ремни.
Какая-то бабушка расплакалась и начала молиться.
…1 марта самолет авиакомпании Tez Jet, следовавший из Бишкека в Баткен, совершил аварийную посадку из-за отказа одного из двигателей. 96 пассажиров и команда борта не пострадали.
В пассажирской кабине самолета в тот день находились две стюардессы. Они старались успокоить и обнадежить 96 испуганных пассажиров.
О подробностях той истории мы расспросили командира воздушного судна Дмитрия Палашкина и второго пилота Талгата Миндубаева, которые сделали все, чтобы лайнер благополучно приземлился.
— Я видела ролик, который сняли пассажиры. Это было страшно, из двигателя валил дым.
Дмитрий Палашкин: Во время полета мы двигатель не видели: отказала его задняя часть, а эта сторона не попадает в поле видимости из нашей кабины. На панели управления у нас сразу высветилась неисправность. Плюс ко всему был хлопок. Мы проверили показания, убедились, что техника вышла из строя, и начали действовать.
Чем отличается ситуация в кабине от ситуации в салоне? Пассажиры видят происходящее и ничего не могут сделать, просто ждут. А мы работаем. С момента возникновения аварийной ситуации до посадки прошло около 15 минут. Пассажирам, конечно, это показалось вечностью, а нам — мигом.
Талгат Миндубаев: Те 15 минут прошли для нас очень быстро. Мы проверяли приборы, контролировали полет, связывались с диспетчерами. Нам было некогда пугаться. Если пилоты начнут паниковать, лайнер не приземлится.
Мы отрабатываем на тренажерах алгоритм действий при отказе двигателя. В данном случае из него повалил дым. Это увидели люди в салоне, и началась паника.
Мы сразу сообщили бортпроводникам, что возвращаемся в аэропорт, что у нас отказ двигателя. Попросили не говорить пассажирам о неисправности техники, иначе бы начался хаос. Там и так была напряженная ситуация: люди плакали, кто-то молился. Пассажирам сказали, что по техническим причинам мы возвращаемся в аэропорт.
Взяли управление в свои руки: снижение, заход на посадку и посадку выполнили вручную.
Талгат Миндубаев: Помимо того что стюардессам нужно было успокоить пассажиров, они должны подготовить салон на случай аварийной посадки. При таком исходе нужно экстренно эвакуировать людей, ничто не должно этому помешать.
— То есть могла произойти аварийная посадка?
Дмитрий Палашкин: Шанс аварийной посадки есть всегда. Именно поэтому стюардессы четко следуют инструкциям. Как дальше будут развиваться события, никто не может предсказать.
— Что стало причиной отказа двигателя?
Дмитрий Палашкин: Пока никто не может ответить на этот вопрос. Сейчас работает комиссия, мы должны отправить двигатель на экспертизу в США. Там сделают анализ и выявят причину неисправности. Пока рано делать какие-либо выводы.
— Помимо риска в вашей работе, есть много преимуществ. Главное — возможность путешествовать. Сколько стран вы посетили?
Дмитрий Палашкин: Я побывал примерно в 50 государствах. Большая часть поездок была по работе, но и отдохнуть успел.
Талгат Миндубаев: Мне довелось увидеть меньше стран, но думаю, впереди еще много путешествий. Я увидел места и государства, до которых самостоятельно добирался бы намного дольше.
— Сколько часов вы провели в перелетах?
Дмитрий Палашкин: Я летаю уже 30 лет, у меня почти 12 тысяч часов налета. Работал в нескольких авиакомпаниях — государственных, частных, управлял грузовыми, пассажирскими самолетами. В мае 2018-го будет три года, как перевожу кыргызстанцев из столицы в регионы в компании Tez Jet.
— Внутренние рейсы выполняются на автопилоте или вы управляете самолетом вручную?
Дмитрий Палашкин: Что такое автоматическое управление? Это точная система полета и захода на посадку. То есть вы ничего не делаете даже при приземлении. Самолет автоматически принимает сигнал датчиков, и по его частотам лайнер опускается.
Автоматическая система есть только в Бишкеке и Оше.
— А вы перевозили президента, премьер-министра?..
Дмитрий Палашкин: Чиновники летают с нами как обычные пассажиры. Приезжают, садятся, и лайнер отправляется. Естественно, их сопровождает охрана. Если летит президент, то это отдельный самолет, первые же лица страны летят обычным рейсом.
Когда летали с нынешним премьер-министром, все было довольно просто. Самолет, конечно, проверяли в целях безопасности. Могу сказать, что ни разу не было задержки рейса из-за опоздания первых лиц страны. Рассаживались пассажиры, потом садился Сапар Исаков, и мы вылетали.
— Самолет разделен на бизнес-класс и эконом?
Талгат Миндубаев: Нет, у нас один салон. Это же показательно, что простые кыргызстанцы вместе с первыми лицами летят. Вот направляетесь вы в Ош, а впереди вас сидит Сапар Исаков. У наших пассажиров такое не редкость.
— Ваша профессия считается очень престижной. Сколько вы зарабатываете?
Дмитрий Палашкин: Наш заработок зависит только от вас. Нет фиксированной зарплаты, на ее размер влияет количество часов, проведенных в воздухе. Тем более это конфиденциальная информация, и я не могу ее разглашать по контракту.
Ни для кого не секрет, что летчики зарабатывают больше среднего. На одной из моих работ я получал 5 тысяч долларов в месяц. В Дубае зарплаты начинаются от 12 тысяч долларов, в Китае и того больше.
Талгат Миндубаев: Я также не могу разглашать размер своей зарплаты. Конечно, она выше средней, но это не должно быть основополагающей причиной становиться пилотом. Вы не сможете работать долго ради денег, тем более для того, чтобы начать летать, нужно пройти долгую подготовку.