БИШКЕК, 10 мар — Sputnik. Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории России Кемеровского технологического института пищевой промышленности Алексей Палин рассказал корреспонденту Sputnik о своем докладе "Формирование системы школьного и профессионального образования Кыргызстана в период вхождения в состав Российской империи", который он презентовал в Бишкеке в рамках семинара для преподавателей школ и вузов КР.
Семинар проводился в конце февраля в рамках Международного круглого стола "Кыргызско-российские взаимоотношения в XVIII-XX веках" с участием ученых, экспертов, работников образовательных учреждений, представителей государственных и общественных организаций Кыргызстана и России.
— Сколько было затрачено времени над работой по докладу с такой важной для истории двух стран темой, которая поднимает исторические пласты именно в образовании?
Вторым этапом стало изучение научной, учебной литературы по истории становления и развития образования в Кыргызстане в дореволюционный период, условно называемый периодом Российской империи.
Следующим этапом стало изучение источников, и основной акцент я стремился делать именно на них. Были проведены анализ официальных обзоров Семиреченской области, отчеты туркестанского генерал-губернатора, материалы по полному собранию законов Российской империи.
В 1870 году в Токмаке открывается первая русская школа. Всего к началу 1907-го в российских образовательных заведениях Семиреченской области учились 8 тысяч 770 человек. В Пишпекском и Пржевальском уездах — 2 тысячи 780, из них 2 тысячи 30 мальчиков и 750 девочек.
— Вы пользовались открытыми источниками или у вас был доступ к архивам РФ, вашего университета? И как вы изучали историю нашей страны?
В моем распоряжении была достаточно хорошая печатная и электронная библиотека. В работе использовались, в частности, электронные варианты оригиналов общих обзоров 1902-1907 годов по Семиреченской области, отчеты туркестанского генерал-губернатора фон Кауфмана, полное собрание свода законов Российской империи и др.
— В вашем докладе отмечено, что для поднятия уровня образования на территории Туркестанского округа, в частности современной КР, использовались колоссальные деньги. Эти деньги выделялись Российской империей или были какие-то местные вливания?
Всего в 1906 году на содержание учебных заведений Семиреченской области было потрачено около 150 тысяч рублей, тогда как в 1907-м — уже около 240 тысяч. Для сравнения: годовой доход города Пишпека в 1906 году составил 45 тысяч 835 рублей, а расход — 42 тысячи 985.
Что касается церковно-приходских школ, или просто "русских школ", городских училищ, гимназий, то здесь деньги шли из средств Российской империи либо генерал-губернаторства.
Хотел бы обратить внимание на один принципиальный момент. В церковно-приходских школах, да и во многих других, достаточно внимательно относились к тому, чтобы в этих школах помимо детей русских переселенцев обучались и дети кыргызов.
Под личным руководством туркестанского генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана велась интенсивная работа по формированию учебных заведений в крае, в том числе и для коренного населения. Он выступал сторонником создания образовательных заведений для совместного обучения русского и местного коренного населения.
Формирование системы образования изначально шло без ограничений по национальному признаку, и именно тогда она ориентировалась на создание такого единого образовательного стандарта.
— А есть ли данные по соотношению использования имперских денег и местных вливаний?
— К сожалению, та статистика, которая использовалась при работе над докладом, такой дифференциации не проводит.
Но есть интересный момент, упоминающийся в отчетах, которые четко определяют, что с местных обществ собиралась небольшая, практически доступная многим, оплата за обучение. Однако в процентном соотношении, конечно, где-то порядка 80 процентов все-таки шло из Российской империи.
— Что бы вы отметили интересного?
— В процессе подготовки доклада фотографий наткнулся на интересные фото кыргызстанских школьников конца XIX — начала XX веков. Знаете, если посмотреть на эти фотографии, то очень много можно узнать. Во-первых, внешний облик детей и лица. Это лица детей, которые действительно пришли учиться с ярко выраженной тягой к знаниям. В Кыргызстане дети того периода действительно придавали особое значение тому, чем и каким образом им предстоит заниматься в ближайшее время. Как преподаватель, я могу точно различить, кто из учащихся пришел учиться, а кто просто препровождать свое время.
В то же время кыргызы проявили большую заинтересованность в получении светского образования на русском языке. Один из чиновников этого времени отмечал, что из всех среднеазиатских народов лишь только кыргызам свойственна "страсть к европейскому образованию".
Очень радует, что эта тенденция сохраняется и сегодня, это чувствуется на современном поколении учащихся Кыргызстана. Кыргызские дети — одни из самых трудолюбивых и усердных, которые действительно хотят учиться. Это мое личное убеждение. Это всегда чувствуется по подготовке к семинарским занятиям, присутствию на лекциях. И, безусловно, я могу выразить только благодарность КР, которая, несмотря на все тяготы и сложности, сохранила ценность образования, пронесла это через сложные 90-е годы.
Мы работаем со студентами из разных стран СНГ, и из вашей республики тоже. И если сопоставлять уровень подготовленности среди наших учащихся, то хочу отметить высокий уровень у студентов Кыргызстана и Казахстана. Но кыргызские студенты мне более импонируют тем, что они очень целеустремленные, у них действительно есть тяга к знаниям. Была у нас студентка Анастасия Ахметова, и ее знания истории России были настолько хороши, что я, безусловно, поставил ей автоматом "отлично" по своему предмету. И я думаю, не надо приводить дополнительных аргументов в пользу моих выводов о вашем государстве.
Без произошедших в дореволюционный период изменений в сфере образования была бы, наверное, невозможной ликвидация неграмотности к концу 1930-х. В 1939 году 80 процентов жителей Кыргызстана в возрасте от девяти до 49 лет были грамотными.
Мы прекрасно понимаем, что именно за образованием будущее любого государства. Это будущая интеллигенция, будущие государственные деятели, это будущие технические кадры любой страны. Насколько они усердно и трудолюбиво будут подходить к образованию, настолько они соответственно будут вкладывать свой посильный вклад, свои интеллектуальные способности в развитие и процветание своего государства.
— Формат образования в Кыргызстане несколько отличается от российского. Будут ли планироваться какие-то действия для того, чтобы приводить их в соответствие в связи с вступлением республики в ЕАЭС?
— Мне, конечно, сложно сказать, насколько это будет эффективно. Все-таки это, наверное, прерогатива современных политиков. Бесспорно, хотел бы видеть определенную интеграцию и в образовательной сфере. Нас очень много объединяет, и те образовательные ценности, которые формировались в Российской империи и в годы существования Советского Союза, безусловно, важны как для России, так и для Кыргызстана.
— В вашем докладе была произнесена одна из семи заповедей Манаса. Вы привели ее в дань уважения или вам действительно было интересно?
— Герой эпоса "Манас" действительно вдохновляет, и его семь заповедей, несомненно, впадают в душу. Но при подготовке к докладу особое впечатление оставил Аалы Токомбаев. Поразило его желание учиться, жить сначала у муллы, затем в школах. Ознакомившись с одной из первых его публикаций в 1924 году в первой кыргызстанской газете, не мог не прочитать ряд других его стихотворений.
Главное, что я ощутил, находясь у вас, — это теплота и дружеское отношение. Я желаю Кыргызстану всего наилучшего. У вашей страны и ваших граждан великое будущее!