На отечественном телевидении нынешним летом стартовал проект "Не сахар". Его ведущий Эрулан Кокулов отстаивает права простых покупателей: он вместе со съемочной группой проводит рейды по продуктовым магазинам и выявляет крупные нарушения.
— Как часто вас пытались побить во время съемок?
— Проект существовал задолго до того, как я пришел на телевидение. Я ведь начал заниматься этим из-за того, что столкнулся с нарушением моих прав. Однажды просто решил снять факт произвола на камеру мобильного. Меня стали выталкивать охранники магазина, когда увидели, что снимаю. Я попытался еще раз, секьюрити повторили свои действия. Потом я понял, что нельзя такие проекты делать в одиночку, и обратился к журналистам.
Я начал работать над проектом более основательно: изучил законодательную базу, права покупателя и обязанности магазинов. Узнал много нового: что такое сертификат соответствия, условия хранения и другое. Тысячи людей не обращают внимания на эти вещи, пока не сталкиваются с обманом. Я и сам обратил внимание на эту проблему после того, как купил недоброкачественный продукт.
Сотрудники магазинов не самые компетентные люди. Меня пытались "выносить" из помещений много раз. На съемке в одном из торговых центров нам разбили видеокамеру, напали на операторов и стерли записи. Говорить, что это было избиение, не могу, но нападение было. Тот случай получил большой резонанс в СМИ, многие по объективным причинам встали на нашу сторону.
— Это же законно — снимать на камеру то, что происходит в торговых центрах…
— В данном случае речь о доступе к общественным местам, а ТРЦ является таковым. Соответственно сотрудники центра не имеют права препятствовать доступу к съемкам, ведь у них нет ограничительных мер при допуске граждан к своему зданию. Тем более вопрос касается прав и свобод других граждан, конкретно в этой ситуации — здоровья потребителей. В случаях, которые я описывал выше, сотрудники ТРЦ были некомпетентны и превысили свои полномочия.
— Чем вы занимались до этого проекта?
— Где я только не трудился. Начал работать довольно рано, еще в школе. Мы так много говорили об охранниках в магазинах, так вот я целый день пробовал себя в этой сфере. Трудился на стройке, был официантом, кассиром, работал в рекламном агентстве.
Несколько лет я жил в Казахстане, где столкнулся с произволом дорожной полиции. Очень часто нарушаются права иностранных водителей. Я изучил законы Казахстана, нашел интересную статью об обязательном автостраховании. Когда автомобилист переступает границы, его обязуют приобретать страховку. За ее отсутствие дорожные полицейские выписывают штрафы.
Так вот, в законе я вычитал, что страховка нужна лишь гражданам Республики Казахстан, а иностранные водители могут спокойно передвигаться по стране без документа о страховании. Но только многие полицейские не знакомы с этим законом, а жаль… Когда меня останавливали на дорогах и требовали предъявить документ, я объяснял, что это не нужно и они ошибаются, требуя его у меня. Но полицейские в 99 процентах случаев с пеной у рта доказывали свое. Иногда попытки отстоять права отнимали час-полтора. Для полицейских было шоком, что какой-то водитель с кыргызстанскими номерами им перечит.
— Как люди отреагировали на первый выпуск передачи в Сети?
— Чтобы получать фитбек в виде комментариев, а может, даже советов, я начал публиковать видео и у себя на YouТube-канале. Получил большую поддержку, многие узнали себя в так называемых историях обмана.
Первый выпуск набрал 3 тысячи просмотров, последний, по-моему, больше 170 тысяч. Но не подумайте, что все так хорошо и безоблачно, меня тоже критикуют.
— Какой критичный комментарий задел вас больше всего?
Не вижу в этом проблемы, но зрители своими комментариями натолкнули меня на мысль, что можно дополнить нашу передачу. Я понял, что, если мы усовершенствуем нашу программу и добавим часть на кыргызском, это сделает проект только лучше. Потому лишь благодарен этому отклику.
Еще один зритель порекомендовал, когда я в кадре, надевать перчатки, чтобы не пачкать продукты. Комментарий под видео, конечно, был не так лояльно изложен, но мы с командой учли это замечание, и в последнем выпуске я проверял магазин, используя стерильные перчатки.
— Вас начали узнавать?
— Да, и меня это очень смущает, если честно. Неловко, когда идешь по городу и слышишь: "О, это же тот ведущий с "Апреля"". Мне как-то некомфортно, я, когда начал заниматься этим, не рассчитывал на такой эффект. Думал, просто сделаю что-то полезное.
— Сколько вы получаете за работу на телевидении?
— Мы работаем по контракту, раскрывать сумму оклада не буду из этических соображений. Невозможно быть объективным, делая такие вещи бесплатно.
— Расскажите, как вы привыкали к роли журналиста, тяжело было освоиться перед камерой?
— Работа журналиста не так проста, как кажется. Быть собой перед камерой сложно первое время. Когда снимаем в магазине, я растворяюсь в этой атмосфере и не замечаю, как проходят съемки.
Но потом нужно записывать стендапы, и тут ты остаешься один на один с камерой. Читателям могу сказать, что это не так-то просто — качественно формулировать мысли перед объективом.
— Что делать читателям, зрителям, которые столкнулись с нарушением их прав?
— Писать заявление в Госэкотехинспекцию, представив доказательства. После вашей жалобы в магазине проведут проверку. Каждый раз, когда я сталкивался с нарушением прав потребителя, поступал таким образом. Да, штраф 5 тысяч сомов, который выписывает надзорный орган, невелик, но это лучше, чем вообще не реагировать на проблему.
Почитайте о том, как две столичные телеведущие поставили перед собой задачу в короткие сроки овладеть разговорным кыргызским и что из этого вышло.