"Нам не разрешали появляться в самолете в обуви на плоской подошве. Мы всегда были на каблучках, очень опрятные, красивые", — вспоминает Тлеухор Изембековна. Женщина и сейчас не потеряла лоска — ее не увидишь на улице без изящной шляпки.
— Насколько я знаю, раньше летать было проще и дешевле.
— Ну да. Досмотра такого не было, люди спокойно подходили к самолету и умоляли пилотов: "Командир, довези! Я все деньги потратил, на билет не хватает, а домой хочется". Пилот отвечал: "Что вы мне-то рассказываете? Идите вон к девчатам, может, сжалятся".
Ну а мы что? Если были свободные места, сажали "зайца" туда. Если не было, пассажиру всю дорогу приходилось сидеть на железных контейнерах.
Вот кто бы сейчас рискнул отдать такого маленького незнакомым стюардессам? А тогда мы его все-таки взяли. В аэропорту нас должны были встретить его бабушка с дедушкой, но никто не приехал!
Хорошо, что у меня был их домашний адрес. Приехала к ним домой, мне открыли дверь двое мальчишек: "А бабушка с дедушкой на базар ушли". Пришлось оставить малыша соседям. Потом они меня все-таки отыскали и долго благодарили. Оказалось, что телеграмма от дочки "прилетела" в Бишкек позже ребенка.
— В фильмах показывают, что раньше в самолетах даже курить могли.
— У нас никогда не курили и даже алкоголя на борту не было. В те времена мы не предлагали пассажирам курицу или рыбу — было только одно блюдо. Одноразовых ложек и вилок тогда тоже не было, и пассажиры ели обычными приборами. Если ложка терялась, то ее стоимость вычитали из нашей зарплаты.
Раньше всем салоном пели песни, а стюардессы рассказывали пассажирам интересные факты о местах, над которыми пролетал самолет.
— Вы ведь были одной из первых кыргызстанских стюардесс, верно?
— Да, до меня были всего 3-4 девушки. Раньше потребности в стюардессах не было, ведь самолеты были очень маленькими. Лучше было взять на борт еще одного пассажира, чем бортпроводницу. Пилоты сами обслуживали людей. Ну как обслуживали? Могли водички дать.
— Как вы попали в небо? В те времена ведь женщина должна была посвящать себя дому.
— Ну да, каши варить и детей рожать. Я с детства занималась мужской работой. Мы жили в селе в однокомнатной времянке, ну что там убирать-то? Я каталась на верблюде, косила сено, чистила коровник.
Отец ставил в реке капканы, приносил домой окоченевшие трупики ондатр. Мы снимали с них шкуры, а мама шила из них тулупы. Летать мне хотелось всегда. Когда я пасла овец на джайлоо и над нами пролетал самолет, я махала рукой пилоту и кричала, чтобы он забрал меня с собой. Детство…
Я приехала в аэропорт. Это сейчас до больших начальников не достучишься, а тогда я легко попала к руководству. Это были серьезные мужчины — вся грудь в орденах! У меня спросили, могу ли я читать на кыргызском языке. Ответила, что умею, и выразительно прочла заметку из газеты. Так меня взяли диктором в аэропорт, я объявляла о вылетах и посадках. Спустя год мне удалось подняться в самолет в качестве бортпроводницы.
Тогда наше Управление гражданской авиации возглавлял Ишембай Абдраимов. Это легендарный пилот, который участвовал в Параде Победы на Красной площади. Именно Ишембай Абдраимович два года подряд возил генпрокурора СССР Романа Руденко на Нюрнбергский процесс.
Я как-то подошла к нему и спросила: "Ишембай Абдраимович, а почему в наших самолетах не говорят на кыргызском языке?". Он мне ответил: "Переводи, если хочешь". Я сама казашка, а тогда кыргызскому языку не особо обучали, но мне все равно удалось перевести текст — его потом другие стюардессы от руки переписывали.
Как-то раз в нашем самолете летели все первые лица государства. Я, как обычно, объявила взлет на кыргызском языке и на русском. Тогда первый секретарь ЦК Компартии Киргизской ССР Турдакун Усубалиев поправил очки и поинтересовался: "Девочка, а где ты так хорошо выучила кыргызский?". Я ответила, что родилась тут. Он улыбнулся: "Ай, какая молодец!".
— А вообще, тяжело обслуживать сильных мира сего?
— Раньше было так: чем человек известнее, тем он культурней. Но был один всемирно известный танцор Махмуд Эсамбаев. Он долгое время солировал в нашем театре. Хулиганом был! Любил потанцевать в салоне… Однажды после долгих гастролей за границей он вернулся в Бишкек, упал на землю и стал ее целовать.
— А нештатные ситуации случались?
— Однажды мы прилетели из Ташкента. Приземлились, стюардесса открывает дверь и удивляется: "А что так низко?". Оказалось, шасси не выпустилось и самолет приземлился "на пузо".
— Как вы оставили работу бортпроводницы?
— Возраст поджимал. Я стала заведующей детским садом в авиагородке "Манас". Нам там дали квартиру. Ох, какой это был детский сад! На него давали вдоволь денег, все хотели отдать своих детей туда. Потом его закрыли, мол, слишком мало детей туда ходит. Сейчас я руковожу Музеем гражданской авиации.
— Меня всегда интересовала одна вещь: у нас же был один аэропорт, который располагался в пределах Бишкека. Зачем нужно было строить еще один, да еще и вдали от города?
— Появились более мощные самолеты, а старая взлетная полоса для них не годилась — слишком короткая, да и горы рядом. Стали проводить исследования, где лучше всего разместить новый аэропорт.
Сначала хотели строить в районе Беловодского или Канта, но там горы слишком близко. Потом выбрали место в 20 километрах от Бишкека. Раньше там ничего не росло, только ветры гуляли да колючки росли. Еще там водились змеи, даже много лет спустя рептилий часто находили в подвалах аэропорта. Масштабное строительство началось в 1972-м.
Через два года была построена взлетно-посадочная полоса длиной 4,2 тысячи метров. Она подходит для посадки самых современных самолетов: не случайно когда-то американцы выбрали "Манас" для размещения своей военной базы.
Пакетов в те времена особо не было, и боорсоки, приготовленные для Алексея Николаевича, сильно заветрились. Он боорсок в рот положил, а тот совсем засох! Выплюнуть нельзя, так Косыгин рассасывал его всю дорогу от аэропорта до Дома правительства.
Уже потом там построили здание. Аэропорт назвали в честь Манаса с легкой руки Чингиза Айтматова. Наш музей был создан в 2005 году. Сейчас он находится в Кыргызском авиационном колледже имени Ишембая Абдраимова.
Для меня самый ценный экспонат здесь — бюст самого Ишембая Абраимовича. Хочется, чтобы все будущие летчики Кыргызстана брали пример с этого легендарного пилота.
Обязательно почитайте подборку об авиакатастрофах в Киргизской ССР. Мы собрали самые страшные и невообразимые случаи.