23 августа директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева сообщила, что вступает в силу крупнейшее за всю историю распределение специальных прав заимствования (SDR) в размере примерно 650 миллиардов долларов. Кыргызстан получил 170 миллионов SDR — это примерно 240 миллионов долларов. Сразу возник вопрос, на какие цели республика потратит эти средства.
Что такое SDR
Специальные права заимствования — это искусственная валюта МВФ. Они основаны на корзине международных валют, включающей доллар США, японскую йену, евро, британский фунт стерлингов и китайский юань.
Директор российского Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец объяснил, что SDR используются только в межгосударственных расчетах между центробанками разных стран и МВФ наравне с прочими валютами.
"Это не деньги, это виртуальная счетная единица, соответствующая какому-то количеству резервных валют МВФ — доллару, евро, фунту, йене и юаню. Фактически специальные права заимствования — это право купить на международном рынке любую резервную валюту за SDR", — отметил Зубец.
Для чего выданы эти деньги?
Кристалина Георгиева заявила, что распределение средств послужит серьезным стимулом для мировой экономики, а при разумном использовании станет уникальной возможностью для преодоления нынешнего беспрецедентного кризиса. По ее словам, благодаря распределению SDR мировая экономика получит дополнительную ликвидность за счет пополнения валютных резервов стран и сокращения их зависимости от более дорогостоящих внутренних или внешних заимствований.
"Государства могут использовать предоставленные в рамках распределения SDR финансовые ресурсы для поддержки национальной экономики и усиления борьбы с кризисом", — сказала Георгиева.
Кому в Кыргызстане перечислили средства МВФ
Только 25 августа стало известно, кому поступили деньги в Кыргызстане, — ранее были только догадки, в том числе верные. Так, бывший глава общественного наблюдательного совета при Минфине Бакыт Сатыбеков предположил, что средства получит Национальный банк.
"Обычно такой заем выдается стране на поддержание национальной валюты", — пояснил эксперт.
"По тем займам наше правительство так толком и не отчиталось ни перед МВФ, ни перед гражданами. Поэтому я не уверен, что нынешние средства выдали кабмину", — отметил Сатыбеков.
Позже Нацбанк подтвердил: деньги направят на пополнение международных валютных резервов страны.
"Сегодня объем золотовалютных резервов с учетом средств, полученных в рамках последнего распределения SDR, составляет 2 миллиарда 872 миллиона долларов", — говорится в ответе НБ КР на запрос Sputnik.
На каких условиях дали деньги?
Как объяснили в Нацбанке, специальные права заимствования могут обмениваться на любую иностранную валюту, но не бесплатно.
"В случае конвертации (обмена) SDR страна должна выплачивать процентную ставку за использования этих средств. Ставка плавающая, она зависит от стоимости заимствований в пяти разных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов, йена и юань). Сейчас ставка по SDR составляет 0,05 процента годовых", — сообщили в главном банке.
Как отметил бывший советник премьер-министра, экономический эксперт Кубат Рахимов, это фактически беспроцентный заем.
Для чего деньги нужны Нацбанку?
Тот же Рахимов считает, что получателем средств должен был выступить не НБ КР.
"Объем золотовалютных резервов вполне нормальный, и не нужно их избыточно "накачивать". Я понимаю — устойчивость национальной валюты важна, но сейчас не та ситуация", — заявил экономист.
Бакыт Сатыбеков, наоборот, полагает, что эти средства нужны именно финансовому регулятору.
Напомним, в конце августа прошлого года резервы НБ КР превысили 3 миллиарда долларов, это был рекорд, затем объем снизился и стал колебаться. Так, в конце апреля резервы составляли 2 миллиарда 675 миллионов долларов, потом выросли почти до 2,8 миллиарда и снова начали снижаться. К концу июля их объем оценивался в 2 миллиарда 655 миллионов долларов. Недавно Нацбанк сообщил, что этих средств хватит на покрытие импорта в течении полугода (по стандартам достаточно покрытия в течение трех месяцев).
На что можно было бы направить средства?
Рахимов отметил, что страна нуждается в экономическом рывке, серьезных проектах и укреплении финансовых институтов. Поэтому он считает, что получателем SDR должен был быть кабмин, чтобы направить средства в экономику или снизить внешний долг. Однако предварительно требовалось провести широкое экспертное обсуждение, чтобы определить приоритетные для финансирования сферы.
"У нас есть несколько фондов развития, тот же РКФР, недавно подписано соглашение о Кыргызско-узбекском фонде. Кто мешает увеличить их капитализацию? Или, например, государственные банки — у них капитала недостаточно", — сказал Рахимов.
Есть, по мнению Рахимова, и другой вариант. Например, в прошлом году Кыргызстан получил от МВФ два транша на сумму 242 миллиона долларов. Нынешняя сумма почти такая же.
"Можно направить эти деньги на списание долга перед самим Международным валютным фондом", — считает эксперт.
Возможная помощь от России
В упомянутом заявлении директор-распорядитель МВФ призвала более богатые страны добровольно передать нуждающимся государствам часть выделенных SDR. Кубат Рахимов ответил на вопрос, смогут ли страны ЕАЭС и прежде всего Кыргызстан получить какую-то помощь от России, которой в рамках этого распределения направили 17,5 миллиарда долларов.
"Помощь России была бы нам полезна для реструктуризации внешнего долга. Мы могли бы расплатиться со старыми долгами, реструктуризировать их за счет российских SDR", — пояснил экономист.
Он признался, что давно является сторонником того, чтобы КР выровняла круг кредиторов и туда вернулась Россия — именно на госуровне. Рахимов уверяет: ничего постыдного в этом нет нет. Кыргызстан должен Китаю и Японии, равно как и коллективному Западу в лице разных институтов развития.
По мнению Алексея Зубца, вероятность того, что Россия передаст помощь МВФ или значительную ее часть третьим странам, не очень высока. Он отметил, что правительство РФ верстает бюджет на 2022 год и дополнительные расходы, которые тот должен обеспечить, составляют, по данным Министерства финансов, около 3 триллионов рублей.
"Пока Минфин не понимает, где их взять. Таким образом, вполне вероятно, что внеплановая помощь МВФ пойдет как раз на пополнение бюджета 2022 года. 17,5 миллиарда долларов — это около 1,3 триллиона рублей, примерно половина недостающей суммы. Получив такую "матпомощь", Минфин может выполнить социальные обязательства по увеличению пенсий и пособий, значительно сократить размеры рыночных заимствований и снизить стоимость обслуживания госдолга", — отметил Зубец.
Однако он не исключил вероятность предоставления помощи.
Он заметил, что Россия, возможно, поучаствует в операциях с SDR, выпущенными на постсоветском пространстве.
"Располагая резервами без малого в 600 миллиардов долларов, РФ может разменять на валюту те SDR, которые были получены от МВФ постсоветскими странами", — уточнил Зубец.
Также в последние месяцы отмечается рекордный рост объема денег в Кыргызстане. Эксперты рассказали, стоит ли опасаться инфляции.