Деятельность СНГ всегда основывалась на идее, что общее прошлое и видение совместного будущего должны определять интенсивность процессов в рамках постсоветского пространства. Будем откровенны, не всегда страны-участницы были едины во мнении относительно этого видения, что в разное время привело к снижению насыщенности связей и встреч в рамках Содружества и даже к выходу из объединения Грузии в 2008 году. Ситуация не изменилась и сегодня: не все главы государств разделяют идеи сотрудничества. Но нежелание некоторых присутствовать на саммите в Бишкеке, вне зависимости от причин, не может вычеркнуть народы и государства из общего пространства исторического взаимодействия.
Начавшийся ранее со стороны Украины и Молдовы постепенный разрыв связей с СНГ, конечно, имеет свои мотивы и особенности, но очевидно, что решения, принятые когда-то под внешним давлением, отрицательно сказываются на жизни миллионов людей, которые, возможно, с этими решениями и не были согласны. Однако вмешательство во внутренние дела других стран не в духе СНГ (в отличие от некоторых государств и международных организаций).
СНГ как идею единства и региональное объединение периодически пытались похоронить с подачи западных политиков и экспертов, выдвигавших тезис о том, что странам-участницам необходимы другие векторы развития. Содружество никогда не препятствовало развитию отношений с другими государствами, объединениями или организациями. При этом 30 лет политики "открытых дверей" со странами Запада не стали периодом экономического роста и процветания. Осознание того, что справедливые и равноправные отношения могут гарантировать только близкие по духу государства, определяет сейчас передовые позиции СНГ с точки зрения регионального и международного развития. Процесс трансформации мирового порядка, между тем, может дать совершенно новое прочтение роли Содружества.
Крепнущие связи
Саммит глав государств СНГ предварял официальный визит президента России Владимира Путина в Кыргызстан, прошедший весьма динамично и результативно. Если отвлечься от политического анализа и обратить внимание на поведение лидеров двух стран, можно увидеть, что их встречи проходили в чрезвычайно теплой атмосфере. Подписание на прошедшей днем ранее российско-кыргызской межрегиональной конференции контрактов на 3,5 миллиарда долларов создавало дополнительный позитивный фон для двусторонних переговоров на высшем уровне. А подписанные по результатам визита семь соглашений и амбициозные задачи по доведению товарооборота до 5 миллиардов долларов в год, несомненно, придадут динамику двусторонним отношениям.
Обсуждаемые на высшем уровне темы имели несколько важных аспектов — это вопросы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии, которые решаются посредством авиабазы "Кант" как части авиационной поддержки Сил быстрого развертывания ОДКБ в регионе. Сохранение военного присутствия в рамках организации обеспечивает гарантии стабильности в ЦА, что, несомненно, понимают все партнеры Кыргызстана.
С учетом формируемых угроз безопасности, в том числе на афганском направлении, значение авиабазы в Канте трудно переоценить. Она определяет КР как одно из ключевых мест в региональной политике России в Центральной Азии в долгосрочном плане. Однако в случае дестабилизации обстановки в регионе страна будет принимать самое активное участие в решении проблем безопасности. Неспроста за последние годы заметно усилилось военно-техническое сотрудничество между РФ и Кыргызстаном, а после ратификации соглашения о создании Объединенной региональной системы ПВО можно говорить о более надежной защите воздушного пространства двух государств.
Время дипломатии
Президенты Азербайджана, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана провели в Бишкеке ряд двухсторонних встреч, стараясь максимально эффективно использовать время с учетом сжатого графика саммита. Безусловно, особое внимание было приковано к встрече глав России и Азербайджана и обсуждению ситуации в Нагорном Карабахе. К сожалению, трехсторонняя встреча не состоялась из-за отсутствия премьер-министра Армении Никола Пашиняна, хотя она могла бы прояснить вопросы, связанные с нормализацией ситуации в Карабахе. Тем не менее этот год знаменателен завершением карабахского конфликта, одного из самых трагических на постсоветском пространстве.
Следует признать, что политика Армении сегодня дает повод задуматься о целостности общей системы безопасности (ОДКБ) и сотрудничества в рамках ЕАЭС и СНГ. Армения переживает непростые времена, период внутриполитических сложностей, однако речи о ревизии всей договорно-правовой базы и союзнических обязательств при этом не идет. Владимир Путин в заявлении для прессы отметил, что "Армения никуда из СНГ не уходит", хотя президент Беларуси Александр Лукашенко назвал поведение армянского руководства "не партнерским". Можно предположить, что в ближайшее время будут предприниматься дипломатические усилия по возвращению Армении к диалогу если не в трехстороннем формате (с участием Азербайджана и России), то, по крайней мере, по линии Содружества — для ее участия в активном обсуждении имеющихся проблем. Южный Кавказ — важная часть пространства СНГ, где безопасность и стабильность могут иметь ключевое значение для целого ряда проектов транспортных, торговых и энергетических артерий, пронизывающих Евразию. Крайне важно, чтобы Армения оставалась активным участником этих процессов, внося вклад в ликвидацию физических и иных барьеров в регионе, а не в их создание.
О важном и интересном
По итогам саммита глав стран СНГ были подписаны 17 документов в разных областях. Представляется, что в долгосрочном плане особую важность могут иметь несколько из них, на которые следует обратить внимание. В частности, соглашения об учреждении Международной организации по русскому языку и о поддержке и продвижении его как языка межнационального общения.
Пространство СНГ сейчас — это динамичная конкурентная среда, где активно соприкасаются различные языки и культуры, пытающиеся завоевать свое "место под солнцем" в информационной, образовательной и культурной сферах. Создание организации по русскому языку и подписание соглашения о его продвижении направлены на сохранение и развитие общего культурно-исторического пространства. Учитывая большое число желающих освоить русский и получить образование на этом языке, процессы его развития должны быть централизованы. Можно быть уверенным, что работа новой организации отвечает общим интересам стран Содружества.
Между тем и судьба постсоветского пространства может претерпеть изменения. На саммите был подписан документ о статусах наблюдателя и партнера СНГ. Возможно ли, что сама идея содружества, некогда объединившая исключительно страны бывшего СССР, претерпевает серьезные изменения и теперь эта структура открыта для любого дружественного государства? Скорее всего, да, и это интересный процесс, который, возможно, постепенно приведет к смене привычных терминов в данной сфере. Вероятно, термин "постсоветское пространство" постепенно выйдет из обихода — по мере того, как СНГ будет преобразовываться согласно требованиям времени.
СНГ и архитектура будущего миропорядка
Заявление лидеров стран Содружества об отношениях в многополярном мире, принятое на саммите, — это демонстрация новой роли СНГ в меняющемся мире. Его суть, отмечающая неприятие практики политического, финансово-экономического, социально-культурного и информационного давления в международных отношениях, выражает общее стремление к формированию справедливого мироустройства, где исключено использование двойных стандартов и гарантирована безопасность всех государств.
Несомненно, нас могут ожидать дальнейшие институциональные и структурные изменения СНГ, которые будут оказывать влияние как на внутренние процессы, так и на отношения этого объединения с внешними партнерами.
Не исключено, что в свете тенденций сопряжения и координации деятельности СНГ с ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и БРИКС мы можем увидеть формирование широкого фронта противодействия мировой гегемонии в лице западного меньшинства стран, которые до сих пор не смирились с очевидным фактом утраты своего лидерства в экономике, науке и технологиях, культуре и образовании. Увядание западной гегемонии сопряжено с серьезными экономическими и политическими потрясениями, которые поочередно затрагивают разные регионы планеты. Однако саммит СНГ в Бишкеке показал, что, по крайней мере, эта часть мира готова встретить грядущие вызовы и ответить на них сообща.