У 26-летнего Бориса сейчас три вполне успешные компании. Это ему далось нелегко: последние три года он по 12 часов проводил за работой и саморазвитием.
В подростковом возрасте его отдали в престижную частную школу, где он почувствовал себя белой вороной на фоне неприлично богатых одноклассников. Это побудило его действовать.
— Расскажите о себе.
— Наверное, надо начать с семьи. Мой отец учился в Москве, он мечтал посвятить жизнь физико-математическим наукам. Однако его мама заболела раком, и это легло на плечи папы — мой дедушка умер рано.
Лечение было дорогим, поэтому отцу пришлось бросить науку и вернуться в Бишкек. Тут он основал бизнес — открыл несколько контейнеров на рынке "Кудайберген", где продавал машинные масла и присадки.
В первом классе мне было так скучно, что меня почти сразу перевели во второй. Когда из нашей школы в селе Сокулук стали уходить лучшие учителя, родители разорились и отдали меня в престижную частную школу с бешеным ценником.
Потом я год учился в 61-й школе, но одиннадцатый класс все же оканчивал в частной. Там у меня возникло стойкое ощущение, что все вокруг богаче меня. Я учился с детьми ресторанных магнатов, владельцев крупных центров. Они могли потратить 6 000 сомов на футболку, а мне давали по 100 сомов в день на обед. Меня это чувство несправедливости напрягало.
— Наверняка в университете вы учились бесплатно…
— Я не попал на бюджет по собственной лени! После того как прошли экзамены в КРСУ, я был на восьмом месте из десяти бюджетных. Потом прошла процедура апелляции, где можно было оспорить результаты.
Мне было лень туда идти, но, когда я увидел окончательный список, очень удивился: моя фамилия сползла на 12-е место. Что ж, сам виноват.
Это была грязная точка с крысами, где единственный работник очень любил выпить. Первый месяц мы отработали с результатом минус 2 600 сомов.
Я тогда не умел работать с людьми. Вместо указаний робко мямлил: "Дядя Марат, давайте вместе уберемся!". Потом понял, что он и есть основная проблема, и уволил его.
Стал работать сам. Сначала было тяжело, ошибался часто. Как-то приехал американец на нереально большой машине, хотел поменять масло в двигателе. Я открутил не тот болт и все масло из коробки вылилось в поддон.
Чтобы показать сервис, я все ему заменил бесплатно, еще и подарил дорогое масло. Мне хотелось скорее избавиться от проблемы.
— Увольнение сотрудника улучшило дело?
— Да, еще как! На четвертый месяц прибыль была больше тысячи долларов. К нам приезжали "хаммеры", "ланд крузеры" — водители оценили качество моей работы.
А тут я почувствовал свободу. Когда у меня прибыль превысила 2 тысячи долларов, стал тратить все до копейки: мы с другом (он потом стал моим партнером) ходили по кафе, веселились.
Но все разрушилось с постановлением мэра Бишкека Наримана Тюлеева: он приказал расширить улицу Московскую (там была наша точка). Конечно, нам пришлось закрыться, правда, улицу потом так и не расширили.
— Вы легко пережили этот момент?
— Смириться было сложно. Впрочем, потом у меня возникла идея открыть станцию ремонта автомобилей. На аренду помещения, инструменты и товар пришлось занять 35 тысяч долларов, уже под проценты.
Тогда я впервые столкнулся с воровством. Еще по старому опыту знаю, что при пересчете товаров всегда возникают неточности: вдруг находится "лишний" товар или его, напротив, не хватает.
А тут у нашего продавца все идеально. Возникли подозрения. Я сделал ревизию, не предупредив его, и понял, что он на себя заказывает товар и продает мимо кассы. К тому моменту я уже не был тем мягкотелым юношей. Короче, работы он лишился.
Я решил переждать пару месяцев, ведь отремонтированная дорога означает больше клиентов. Началась череда убытков. Я выдавал зарплату, чтоб мастера не разбежались, платил аренду… Долг рос.
Потом дорога открылась, и хозяйка помещения сообщает: "Я продаю эту площадь!". По договору она не могла этого сделать, начались судебные тяжбы. В документе оказалось много дырок. Мы отсудили у нее всего 5 тысяч долларов. На нашей семье повис долг в 3,5 миллиона сомов.
— Как вы расплачивались с кредиторами?
— Отец расплачивался. Там не просто 3,5 миллиона: ежемесячно набегало по 300-600 долларов в виде процентов. Мы пытались срочно взять денег в долг у других людей.
— Легко ли вы взяли себя в руки и продолжили свое дело?
— Нет, конечно! К счастью, я в какой-то момент перестал тратить деньги в клубах и кафе, все заработанное от СТО вкладывал. Так мы с друзьями открыли полиграфию. Впрочем, и там здорово погорели на мега-крутом принтере за 14,5 тысячи долларов.
Мы его выкупили в рассрочку с процентами. В конце концов аппарат пришлось вернуть, доплатив сверху 5,2 тысячи долларов.
Я разместил везде объявление "Делаю мебель на заказ". Естественно, никакой фирмы тогда и в помине не было. Мне стало звонить много людей. Отлично, есть спрос! Я стал записывать часто задаваемые вопросы, чтобы узнать, чего хотят люди.
На одиннадцатый звонок уже знал, как отвечать. Это был наш первый заказ — 3 шкафа. Мы с другом купили материал и собрали шкафы сами, заработав 17 тысяч сомов.
Оказалось, у меня корявые руки и я не способен ровно вкрутить шуруп. В какой-то момент друг тоже не захотел этим заниматься. Тут мне приходит заказ — сделать три дорогие кухни в среднем по 150 тысяч.
Я успел взять предоплату и заключить контракт, но все еще не знал, кто мне эти кухни будет собирать. Помог счастливый случай. Моя машина сломалась, и мне пришлось долго ждать маршрутку. В это время на глаза попалось объявление корявым почерком: "Собираю мебель на заказ".
Проблемы возникли во время покупки материала. Парень видит ценники: мы брали не какой-то ДСП за 2 тысячи, а акрил — там лист стоит до 25 тысяч.
"Я отказываюсь! Мне страшно! Вдруг что-то испорчу", — заволновался он. Оказывается, самая дорогая кухня, которую он делал, стоила 35 тысяч. Мне пришлось его заверить, что все непредвиденные расходы я беру на себя. Впрочем, все обошлось без проблем!
— В чем ваше преимущество?
— Я умею хорошо продавать. У меня есть друг архитектор. Раньше у него был один клиент на 150 долларов раз в полтора года. Я сделал ему сайт, запустил странички в соцсетях, и клиент пошел! В течение восьми месяцев у него было 68 контрактов со средним чеком 1 000 долларов.
Одним из первых наших клиентов стал кинотеатр в "Космопарке". Мы даже не поняли сначала, с каким крупным клиентом имеем дело! Просто приехали по указанному адресу и удивились.
Сначала нас попросили сделать раскладку плитки в туалете. Заработав за час 100 долларов, мы, довольные, ушли. Потом нас позвали уже расширить туалет. Когда там делали зал IMAX, о нас вспомнили в первую очередь. То, что вы сейчас там видите, придумано моим партнером совместно с другими дизайнерами.
— Вы еще и услуги по маркетингу оказываете?
Маркетинг должен приносить деньги. Но при этом у нас хотят тратить на него немного. Например, долларов 100 — их не жалко. Другое дело, что за эти деньги ничего не получится.
Куда эффективнее потратить тысячу долларов, но с гарантией, что заработаете как минимум еще сотню в придачу.
— За прошлый месяц вы заработали миллион сомов, не так ли?
— Чуть больше. Да, это чистая прибыль. Случилось так, что многие клиенты рассчитались именно в прошлом месяце. Сейчас думаю, как сделать такой доход постоянным.
— Что самое сложное для человека, который решил вести бизнес в Кыргызстане?
Мне нужны люди, которые меня поддерживают. Сейчас таковых двадцать человек. Мы можем собраться в любое время дня и ночи и отдать любимому делу все!