Анестезиолог-реаниматолог Сергей Клявлин руководит одной из медицинских бригад, прибывших в Кыргызстан из России. Для него это не первая подобная командировка — несколько недель назад врач вернулся из Карачаево-Черкессии, где также помогал местным специалистам в борьбе с коронавирусной инфекцией.
— Расскажите о себе.
— Я родился в Башкортостане. Учился в школе города Ишимбая, интересовался наукой и участвовал в олимпиадах. Потом окончил педиатрический факультет Башкирского государственного медицинского университета с красным дипломом. Сейчас работаю анестезиологом-реаниматологом в Республиканской клинической больнице в Уфе, а также являюсь ассистентом кафедры анатомии человека БГМУ.
Чего опасались российские медики перед приездом в Кыргызстан — врач из РФ
— Известно, что врачей, которые хотели приехать в Кыргызстан, было больше, чем выделенных мест. Как формировалась команда, которая в итоге приехала к нам?
— Бригаду сформировали очень быстро, в соответствии с эпидемиологической ситуацией в Кыргызстане. Есть список авторитетных специалистов, которые участвовали в ликвидации вспышки COVID-19 в Башкортостане и хорошо себя проявили. По этому принципу и собрали команду. В состав вошли не только уфимские врачи, но и медики со всех уголков республики. С нами прилетели студенты и ординаторы Башкирского государственного медуниверситета, все они имеют опыт работы в COVID-госпиталях, для некоторых это не первая командировка. В нашей команде анестезиологи-реаниматологи, терапевты, пульмонологи, кардиологи, инфекционисты, эпидемиологи — все они отлично показали себя на родине.
— Как вы восприняли новость о том, что отправитесь в нашу страну?
— Честно? Я обрадовался. Это значит, что моя работа получила высокую оценку. Перед нами стоит ответственная задача: мы решаем проблемы, прежде всего помогаем братскому народу, ведь кыргызы — кровные братья башкир и татар. Кроме того, здесь мы являемся лицом Российской Федерации, что тоже почетно и отрадно.
Кыргызские врачи отлично освоили лечение от COVID — глава группы медиков из РФ
Естественно, новость о предстоящей поездке озадачила мою семью. Я женился год назад, и все это время практически не бывал дома. Еще до пандемии работал в отдаленных районах нашей республики, где не хватало реаниматологов. С апреля по сегодняшний день нахожусь службе в COVID-госпиталях.
Конечно, жена расстроилась. Родители же сказали: "Работа есть работа". И я сам прекрасно понимаю: раз мы выбрали эту профессию, значит, должны делать все, что от нас зависит. Кто, кроме нас?
— Как вас приняли в Кыргызстане?
— Это отдельная тема. Нас приятно ошарашил уровень вашего гостеприимства, хотя мы и так прекрасно знали об этом качестве кыргызстанцев. Ваша сторона организовала прием на высоком уровне: уже в аэропорту стало понятно, что нас здесь ждут.
Что сказали российские медики Боронову — список рекомендаций
Мы приехали сюда не отдыхать, а работать, и для этого созданы все условия. В любое время суток можем отправиться в больницу, вопросы трансфера и питания полностью решены. Маршрут определяют координаторы Минздрава КР, поэтому я даже не представляю, какой регион будет следующим. Как только команда решает все проблемы "на объекте", сразу едет дальше.
— Как вам местная кухня?
— Здесь очень любят мясо, что не может не радовать! У башкир тоже есть самсы и другие блюда, похожие на ваши, так что в этом плане "акклиматизироваться" не пришлось. Мы с удовольствием едим местные фрукты и ягоды, например, арбузы. В Башкирии они будут такими спелыми только в начале сентября.
— Можете обрисовать свой распорядок дня?
— Все зависит от сложности района. Первые 36 часов работы проходят очень интенсивно, практически без сна.
Если обобщить, график следующий. Мы заранее пишем план на день и определяем, во сколько лучше выехать, чтобы все успеть. Обычно встаем в 6-7 утра, завтракаем на медицинской базе и отправляемся решать поставленные задачи. Они не меняются изо дня в день — мы работаем в "красных зонах", консультируем пациентов, ведем тяжелобольных, корректируем назначения. При этом каждый член команды понимает, что находится в другой стране, а не у себя дома, поэтому наши советы носят рекомендательный характер.
В процессе работы привлекаются не только медицинские службы, но и все остальные. Они реагируют максимально оперативно. К примеру, недавно нам понадобилась помощь МЧС: спасатели тут же приехали и быстро справились с задачей.
COVID-19 не хочет убивать человека — беседа с врачом из России, прибывшей в КР
Одна из наших главных целей — модернизация системы санитарных "пропускников", где медики меняют защитные костюмы. Мы также делимся методиками реабилитации пациентов, в частности, восстановления дыхательных функций, которые сильнее всего страдают при коронавирусе.
Выполнив все задачи, мы возвращаемся в гостиницу, где обсуждаем рабочие моменты. Потом ребята стараются расслабиться, например, читают книги или слушают музыку. Я, как руководитель группы, сажусь за отчеты и планы на следующий день.
— Как вам удается справляться с большой физической нагрузкой на фоне акклиматизации и постоянных переездов?
— Действительно, работа в "красной зоне" — дело не из легких. Смена длится 6-8 часов, за это время теряешь до трех литров воды. Неподготовленным людям крайне тяжело с этим справиться. Нам тоже было очень сложно, когда мы только столкнулись со вспышкой инфекции на родине. Однако человеческий организм умеет адаптироваться, потому что имеет большие резервы и возможности. Мы уже привыкли к таким нагрузкам.
Врач из России приехал в Каракол и оценил работу кыргызстанских коллег
Переезды в подобных условиях вовсе не проблема, а даже преимущество: дорога дает нам передышку.
— Как вы оцениваете работу кыргызстанских специалистов?
— Ваши медики работают на высоком уровне. Им удалось сдержать шквал эпидемии, когда число инфицированных резко взлетело, и выйти из ситуации с минимальными потерями. Это не просто слова: я лично общался с заведующими отделениями и убедился в их квалификации. Ваши врачи знают свое дело. Мы даем рекомендации через призму своего опыта и подсказываем некоторые нюансы.
Меня также восхитила сплоченность коллективов местных больниц, где заведующий отделением — это не просто самый опытный врач, а именно организатор, который пользуется авторитетом у подчиненных. Медработники выполняют их поручения без пререканий, по схеме "сказано — сделано".
Я хочу отметить отзывчивость кыргызстанцев. Если звучит клич о помощи, сразу находятся люди, которые приезжают на подмогу. Здесь сильно развито волонтерство — это яркий показатель, отражающий ваш менталитет. Перед COVID-19 такая сплоченность особенно важна.
— Можно ли сказать, что коронавирусная инфекция у пациентов в Кыргызстане протекает иначе, чем у россиян?
— Клиническая картина всюду одинаковая. Я не думаю, что здесь какая-то другая пневмония. Не зря происходящее называется пандемией: болезнь уносит жизни и везде проявляется почти одинаково.
Минздрав подготовил новый документ по лечению от коронавируса в КР
— Как вы оцениваете уровень эпидемиологической напряженности в районах, где побывали?
— Люди продолжают болеть и обращаться в больницы, но динамика стабилизировалась. Основная проблема любой респираторной инфекции — это цепочка передачи. Как только удастся ее разомкнуть, все встанет на свои места. Не зря людей просят носить маски, соблюдать дистанцию, обрабатывать руки антисептиками.
— Как вы оцениваете текущее положение дел?
— Сейчас ситуация под контролем. Правительство, Минздрав, врачи делают все, что от них зависит и даже больше, за это им огромное уважение и низкий поклон. Только разорвав цепочку передачи инфекции, соблюдая простые правила, мы вместе сможем справиться с COVID-19.