Перед тем как очутиться в Бишкеке, Кэмбеллы изучали Алматы, а до этого еще 200 городов. Так как их единственным видом дохода является пенсия, то и путешествуют они без особого шика. Для них главное — узнать страну, а не отобедать в шикарном ресторане.
— В своем интервью вы отмечали, что всегда ищете информацию о том месте, куда собираетесь отправиться. Что вы узнали до путешествия о Кыргызстане?
Нам как раз интересен СССР, мы уже посетили 12 стран, которые раньше входили в него. Осталось всего три — Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Очень сложно получить их визы. К счастью, с Кыргызстаном проблем для американцев в этом плане не возникает (аплодирует).
Дебби: Именно поэтому у нас появилась возможность приехать в Кыргызстан! Он географически расположен так далеко, что не каждый американец имеет возможность сюда добраться. А если честно, мы не очень понимали, чего ожидать.
Мы и представить не могли, что Кыргызстан так красив! Он как воплощение самой природы, невероятно зеленый. Люди здесь довольно дружелюбные. Это намного больше, чем мы ожидали увидеть.
Я уверена, если бы в США было больше информации о вашей республике, то наши граждане обязательно приехали бы сюда, чтобы открыть для себя эту невероятную природу. Американцы любят все красивое.
— Расскажите, где вы успели побывать?
Майкл: Мы были в Бишкеке и его окрестностях. Меня вдохновил мемориальный комплекс "Ата-Бейит", который построен в память о жертвах репрессий 30-х годов. Помимо того что он имеет важное значение для кыргызстанцев, оттуда открывается невероятный вид!
Я еще тогда сказал нашему другу и проводнику Азамату, что всю жизнь хотел бы любоваться этой красивой землей.
В заповеднике "Ала-Арча" мы решили немного прогуляться по горам. Это "немного" продлилось час! Мы не могли остановиться, шли все выше, и выше, и выше. Однако наши усилия не пропали даром: там невероятно красиво!
Дело в том, что к вершине башни ведет очень узкая лестница, по которой люди беспорядочно то спускаются, то поднимаются. Очень сложно разминуться, образуются заторы. Из-за этого мы так и не смогли подняться.
— Вы никогда не останавливаетесь в дорогих отелях, предпочитая селиться на съемных квартирах. Сами бишкекчане считают аренду жилья здесь неоправданно дорогой. Вам так не показалось?
Майкл: Мы можем путешествовать по миру, тратя лишь строго определенную сумму — пенсию, которую получаем в Сиэтле, нашем родном городе. Мы продали дом, не получаем счета за газ, вывоз мусора или электричество. Уже привыкли жить без кабельного телевидения. То есть в выборе жилья действительно непритязательны.
Дебби: Какой бы город мы не посетили, для местных жителей он всегда кажется очень дорогим! Конечно, это зависит от дохода. Возможно, для бишкекчан это действительно дорого, но нам так не показалось. В конце концов, по сравнению с тем же Лондоном в Бишкеке приемлемые цены.
— Вы недавно приехали из Алматы. У нас часто сравнивают Бишкек и Алматы, а как бы вы охарактеризовали эти два города?
Майкл: Очевидно, что там и здания современнее, и население богаче. У казахстанцев больше достатка, так как там много природных ресурсов, и это очевидно.
Дебби: Однако вы больше следите за тем, чтобы сохранить традиции. На самом деле нам понравилось и там, и тут. Мы как раз путешествуем, чтобы насладиться этой разницей между странами.
— Что вас больше всего удивило в Кыргызстане?
Кроме того, во многих крупных городах опасаешься криминала. Недавно мы были в Африке, и там постоянно надо помнить об уровне преступности. Но в Бишкеке чувствуем себя в безопасности.
Дебби: Как-то я зашла в бишкекскую кофейню и, покупая футболку, оставила там свою кредитку. Не вспоминала о ней весь день, а ночью проснулась в холодном поту: "О Боже! Где она?!". Мы пошли в кофейню, а кредитка уже меня поджидала! Это пример того, как в Кыргызстане трепетно относятся к чужим вещам.
Еще нас удивила как-то юрта прямо на месте парковки. Рядом было очень много народу. Сначала мы не поняли, что происходит, но потом Азамат объяснил, что так в Кыргызстане проводят похороны.
— Успели отведать кыргызской кухни?
Еще посетили Ошский базар, где обнаружили просто невероятное количество мяса! Правда, я его не купила: почему-то оно продавалось не из холодильника. В США такую картину увидеть невозможно.
Майкл: Зато я влюбился в вашу малину.
— А какое у вас впечатление от Ошского рынка? Дело в том, что из-за огромного количества народу все больше бишкекчан предпочитают отовариваться в магазинах.
Дебби: Я знала, куда иду, поэтому ожидала увидеть шумную толпу. Мне нравится знакомиться с культурой, а Ошский рынок очень аутентичный.
— А как вам сами кыргызстанцы?
Дебби: Ваши люди довольно сдержанные. Но как только проявляешь по отношению к ним дружелюбие, они тут же начинают улыбаться.
Майкл: А я бы не сказал, что кыргызстанцы часто улыбаются!
— Успели прокатиться на знаменитых бишкекских маршрутках?
А то, что маршрутки у вас могут вместить невероятное количество пассажиров… Я видела это и раньше. Не во всех странах государство может обеспечить комфортный общественный транспорт, такое случается.
— В Кыргызстане пенсионеры в основном сидят с внуками и всячески помогают своим детям. В Америке все пожилые такие же активные, как вы?
Майкл: Я не могу ответить за всю Америку, но мы слишком любопытны, чтобы просто сидеть с внуками, хотим постигать что-то новое до самой смерти.
Со своими четырьмя детьми и пятью внуками можем общаться несколько раз в день по Интернету. Не вижу смысла сидеть у них за соседней дверью.
Дебби: Наверное, это черта всех американцев — растить детей независимыми. Мы не должны посвящать всю жизнь им, а наши дети — нам. Мне очень нравится, что в нашей семье у каждого свое мировоззрение.