Эту криминальную историю я впервые услышал в Бишкеке от знакомого сотрудника уголовного розыска, который тогда был одним из руководителей милицейского подразделения в Джалал-Абаде. "Свяжись с нашими операми. Там на днях громкое преступление произошло. Дело будет иметь большой резонанс, оно уже взято на контроль на самом высоком уровне", — сказал мне сыщик.
…Вечером 18 января 2017 года весь личный состав уголовного розыска ОВД Джала-Абада был поднят по тревоге: на одной из улиц города в людном месте прозвучали несколько выстрелов. Чуть позже выяснилось, что жертвой убийцы стал известный в регионе бизнесмен Абдусатар Азизов 1954 года рождения, хозяин нескольких ресторанов и крупного бизнеса на местном рынке.
По словам оперативников, с первых часов расследования стало ясно, что стрелок не был дилетантом, а вполне профессионально обращался с оружием. Проявив изрядное хладнокровие, он сел в машину к предпринимателю и только потом произвел несколько выстрелов. Все пули, выпущенные из травматического пистолета, достигли цели, несколько из них попали мужчине в голову. Тогда милиционеров заинтересовал странный выбор оружия — почему "травмат", а не боевой ствол? Ответ на этот и все другие вопросы правоохранители получили после раскрытия преступления. А пока пострадавшего срочно госпитализировали. Врачи боролись за его жизнь четверо суток, но тщетно: мужчина скончался в реанимации.
Убили таксиста, чтобы ограбить банк, — история троих 18-летних кыргызстанцев
Для раскрытия этого преступления была сформирована специальная группа, в которую вошли не только сыщики городского ОВД, но и областные опера, а также сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью. Во время осмотра автомобиля погибшего криминалисты изъяли несколько стреляных гильз от травматического пистолета.
Как рассказал мне заместитель начальника уголовного розыска Джалал-Абадского областного УВД Кубанычбек Акматов, дерзкое преступление было совершено около 17:00, поэтому его очевидцами стали несколько человек. В течение первого часа было установлено, что преступники скрылись на темном "Мерседесе" без госномеров. Сотрудники милиции постарались перекрыть весь ближайший район. Сюда незамедлительно стянули дополнительные патрульные экипажи. В городе объявили план "Перехват". Однако убийство было тщательно спланировано, пути отхода подготовлены, и беглецам удалось прорваться через многочисленные милицейские заслоны.
Улица Индустриальная, где произошло преступление, в тот вечер напоминала растревоженный муравейник. Стражи порядка беседовали со свидетелями, их интересовала любая мелочь. Эксперты пытались найти следы, оставленные душегубами на месте преступления.
Экс-милиционер продавал жилье убитых пенсионеров — дело "черного риелтора" из КР
От показаний раненого бизнесмена теперь зависело многое, но состояние Азизова было крайне тяжелым. Медики не давали никаких гарантий. Время шло, особых подвижек в деле не появилось. Предприниматель почти трое суток находился без сознания. По словам Кубанычбека Акматова, сразу нескольким оперативникам пришлось дежурить возле его палаты в надежде на чудо. И оно произошло: мужчина на несколько минут пришел в себя, однако был очень слаб и не мог говорить. Он знаками попросил ручку и бумагу и написал только шестерку с двумя нулями.
Через несколько часов пациент скончался, а сыщики принялись гадать, что означают эти шесть сотен. В конце концов они решили, что цифра означает шестисотый "Мерседес". Так у правоохранителей появилась пусть призрачная, но зацепка в деле.
Через неделю после убийства один из руководителей областного УВД в телефонном разговоре признался мне, что его сотрудники взяли в разработку несколько версий. Среди приоритетных — на бизнесмена могли "наехать" члены местной ОПГ, которым он отказался платить "дань". Была версия, что ресторатора "заказали" конкуренты по бизнесу. Не сбрасывали со счетов и "Мерседес": предприниматель мог стать жертвой случайной дорожной разборки — не поделил с кем-то проезжую часть и получил две пули в голову (хотя в это мало кто верил).
Сотрудникам милиции пришлось приложить немало усилий, чтобы разыскать всех свидетелей преступления. Они устроили подворный обход домов в нужном квадрате. Постепенно картина стала проясняться. Очевидцы рассказали, что сидевший в "Тойоте" водитель несколько минут нажимал на клаксон, потом вышел из салона, и все лицо его было в крови. Надолго сил мужчине не хватило — немного отойдя от машины, он упал. Свидетели сообщили также, что рядом с автомобилем предпринимателя стоял темно-синий шестисотый "Мерседес", который потом скрылся. Работники ресторана, владельцем которого был убитый, рассказали, что за несколько дней до нападения на парковке возле заведения они видели похожую машину.
Мать троих детей молила о пощаде — как в КР нашли убийц коммерсантки из Казахстана
Оперативники бросили все силы на поиск автомобиля. К делу подключились инспекторы ОБДД. По всей области ввели усиленные меры безопасности, ведь преступник или преступники были вооружены и при аресте могли устроить стрельбу. Стражи порядка останавливали и досматривали все подозрительные иномарки в регионе. Через несколько дней им поступила информация, что в пригороде Джалал-Абада видели похожую машину. Сыщики навели справки о владельце, выяснилось, что авто принадлежит члену одной из местных криминальных групп. Дело было за малым — провести задержание, а после "дожать" фигуранта на допросах... Но вскоре выяснилось, что хозяин "Мерседеса" ни при чем — у него было стопроцентное алиби.
За несколько следующих суток оперативники проверили более ста человек — владельцев синих "шестисотых". С каждым пришлось разговаривать несколько часов, проверяя алиби. Следствие начало сбавлять обороты, пока правоохранители не получили данные владельца еще одного подходящего под описание "Мерседеса". Этот молодой человек проживал в одном из областных сел. Во время беседы с операми, он, как и его предшественники, вел себя спокойно. Подробно рассказал, чем занимался в день убийства: 18 января был на свадьбе у друга, все время на виду у многочисленных гостей. В момент самой расправы развозил приглашенных на торжество артистов по домам.
Казалось, что снова мимо, но его слова требовалось досконально проверить. Все присутствовавшие на свадьбе гости подтвердили показания владельца "Мерседеса", правда, с небольшой оговоркой: в его машину артисты сели не в 17:00, а около 19:00. Теперь милиционерам предстояло выяснить, где парень был в эти два "недостающих" часа. Его опять пригласили на беседу, и молодой человек "поплыл", запутавшись в показаниях. Ему уже ничего не оставалось, кроме как назвать имя друга, который и попросил помочь "в деле".
Через пару часов тот уже сидел в угрозыске на допросе. Оказалось, что 23-летний Азамат проходил службу в элитном подразделении, его военная специальность — снайпер. Один из сотрудников угрозыска заинтересовался мобильным телефоном подозреваемого. Рассматривая там фотографии, опер обратил внимание на травматический пистолет, с которым хозяин смартфона позировал перед камерой. Пистолет решили изъять и отстрелять его. Чутье сыщиков не обмануло — согласно предварительному заключению экспертов, гильзы, обнаруженные в машине предпринимателя, были выпущены из этого оружия.
Как кыргызстанский школьник помог милиционерам раскрыть убийство
Азамат сознался в преступлении. Он рассказал, что не собирался убивать Азизова, а хотел только поговорить. Дескать, тот оскорбил его мать, которая работает рядом с рестораном, принадлежащим предпринимателю: обидчик пообещал женщине, что закроет ее торговую точку. Во время встречи стрелок попросил бизнесмена извиниться перед его мамой, но, не дождавшись положительного ответа, вытащил ствол…
В процессе расследования выяснилось, что за пистолетом Азамата тянется криминальный след. В 2015 году из него стреляли в регионального представителя одной известной фирмы в Джалал-Абаде. В тот вечер он забрал в офисе всю выручку, а по дороге его ждали в засаде налетчики, которые на своем авто начали преследование. Когда машины поравнялись, преступник на пассажирском сиденье произвел несколько выстрелов практически в упор — пуля угодила в лицо менеджера, но прошла по касательной. Раненому удалось оторваться от преследователей и добраться до больницы... Тогда это преступление осталось нераскрытым.