Эльдар Галиев из тех людей, кто сделал себя сам. За его плечами нет ни богатых, влиятельных родственников, ни учебы в зарубежном вузе. В самом начале у будущего программиста даже компьютера не было: ему приходилось писать код от руки.
— Расскажите о себе.
— Я родился в Караколе в 1986 году. Семья у меня самая обычная: папа — инженер-гидротехник, а мама работала инженером пищевой промышленности. С детства нас приручали к труду: мы работали в огороде, помогали бабушке и дедушке.
Большую часть детства провели в Чолпон-Ате. Это туристический город, который летом расцветает и замирает на все остальное время. Зимой людей там очень мало. Каждый второй житель Чолпон-Аты либо сдает помещение туристам, либо работает в сфере обслуживания. В этом городе все так или иначе работают с отдыхающими.
В 30 лет построила бизнес-империю — история матери двоих детей из КР
— Как вы переехали в столицу?
— На семейном совете родители приняли решение отправить меня в Бишкек, в лицей. Я тогда учился в девятом классе. Переезд дался очень тяжело: я никогда не жил в столице, она казалась мне чужой и огромной. Но хуже всего было то, что из-за разницы в уровне образования я отставал от городских ребят. Целый год пришлось догонять других учеников и только к 11-м классу удалось преодолеть отставание.
Еще в лицее у меня появился интерес к программированию. Были друзья, которые этим увлекались. Увидев, что они творят, я тоже втянулся. Так как у меня не было компьютера, я переписывал их учебники вручную и дома изучал эти конспекты. Код мы тоже писали не на компьютере, а от руки, и пытались отыскать в нем ошибки.
За эту работу платили от $ 3 тыс — кыргызстанец о "непрестижной" специальности
Именно поэтому я подал документы в Кыргызско-Российский Славянский университет, чтобы изучать программирование. У нас была невероятно сильная группа, большинство — ребята из школы-лицея № 61. Они еще в девятом классе прошли то, что в вузе объясняли на первом курсе. Тогда я думал: ну и зачем мне понадобилось прыгать выше головы?
Мне вновь пришлось дотягиваться до уровня остальных. Но такие сложности и вызовы — обычная часть жизни, их необходимо преодолевать. Уже на втором курсе я догнал сверстников и решил шагнуть дальше того, что может дать университет. Я подолгу сидел в библиотеке, самостоятельно изучал секреты программирования.
— Легко ли вы нашли работу по специальности?
— Я пошел работать еще на втором курсе. Это было немного авантюрно, так как я подал резюме в компанию, прекрасно понимая, что не подхожу по требованиям: не хватало знаний, опыта. Чтобы меня взяли, пришлось немного приукрасить свои навыки. Я сделал все, что можно и нельзя, лишь бы на меня обратили внимание. Сам напрашивался, названивал — в общем, демонстрировал желание работать там всем своим видом.
В итоге я попал в команду. Первые месяцы работал без выходных по 10 часов в сутки, чтобы успеть понять и выполнить задачу. Лез из кожи вон, чтобы удержаться на работе. Через какое-то время пришлось бросить учебу, потому что на нее не хватало времени.
— Насколько я знаю, в IT-сфере очень высокие зарплаты, даже у новичков.
— Да, для меня оклад стажера стал шокирующим, он казался мне нереально высоким. Пятнадцать лет назад моя первая зарплата составила 300 долларов, это были огромные деньги — по крайней мере, для меня.
Было стыдно, что меня такой увидят соседи, — история успешной кыргызстанки
Уже спустя пару лет я получал 1 000 долларов. И сейчас работа программиста — самая высокооплачиваемая в Кыргызстане. Они легко находят заработок, потому что специалистов всегда не хватает.
— Чем вы занимались на работе?
— Создавали продукты для социальных сетей. Был такой период, когда только появились MySpace и Facebook и многие люди решили, что им тоже нужны свои соцсети. Например, отдельная сеть для серферов, футболистов или немецких пользователей платежных систем. Мы помогали воплощать эти идеи в жизнь.
— Почему вы решили уволиться и открыть свое дело?
— Я женился, и захотелось чего-то большего. Понял, что пора сделать следующий шаг, создать что-то свое. Хотя выходить из зоны комфорта оказалось тяжело: я был счастлив на своей работе, привык к ней. Но меня поддержала жена, и я решился.
Все с самого начала пошло не по плану. Сначала я пытался открыть одно дело и провалился. Потом другое — снова неудача. Лишь с третьей попытки все получилось.
— А что вы делали не так?
— Я стал разрабатывать продукцию в надежде продать ее на одной площадке, но не изучил условия рынка, не стал вникать, насколько она будет там востребована. Потратил много времени и сил, а потом оказалось, что на ту площадку меня не пустят и я не смогу ничего продать. Там попросту не принимали новых разработчиков, это был закрытый рынок. Моя ошибка была в том, что я не провел "домашнюю работу", прежде чем взяться за дело.
Это гораздо выгоднее, чем торговать машинами! О крупном бизнесе кыргызстанца
— Почему получилось в третий раз?
— К этому моменту мы с братом уже хорошо изучили рынок, работая с иностранными заказчиками. В основном продолжил заниматься сервисами, которые помогали создать "свою" соцсеть. Мы заняли узкую нишу, делали работу хорошо, и заказы пошли. Постепенно я стал нанимать помощников, в итоге все это вылилось в целую компанию.
— Насколько я понимаю, сейчас моды на свои соцсети уже нет...
— Да, со временем это сошло на нет. Facebook и LinkedIn постепенно все монополизировали.
Зато тогда резко вырос рынок онлайн-коммерции. Мы увидели это и решили создавать свои продукты для интернет-магазинов. Стали изучать, что может быть интересно владельцам онлайн-точек. Проанализировав рынок, я понял, что многие бизнесмены сталкиваются с проблемой привлечения новых покупателей.
Мы решили помочь им расти, не тратя больше денег на рекламу, а лишь благодаря тем людям, которые уже пришли на сайт. Что позволяет бренду построить более тесные отношения с клиентами? Та же программа лояльности. Например, когда вы пользуетесь услугами определенной авиакомпании, вам начисляют бонусные мили, и в какой-то момент вы можете полететь бесплатно. Или вам как постоянному клиенту могут сделать скидку в онлайн-магазине одежды.
Над моей идеей смеялись, а зря! Как кыргызстанец создал искусственный ледник
Другой вопрос: как компании завоевать доверие покупателей? Лучше всего о товаре расскажут другие покупатели! У нас есть продукт, который автоматизирует сбор отзывов. Если кто-то совершил покупку, мы сделаем все, чтобы он в итоге поделился своими впечатлениями. Это лучшая реклама для других клиентов, которые думают, стоит брать товар или нет.
Так, в 2014 году мы запустили свой проект. Бизнесменам не приходится тратить время на то, чтобы разобраться с нашими продуктами: они автоматизированы, и с ними может управиться любой человек без технических навыков.
— Вы работаете с мировыми компаниями-гигантами. Как удалось на них выйти?
— Сначала к нам обращались только представители малого бизнеса. Мы постепенно улучшали качество работы, и пришел средний бизнес. Потом мы и сами не заметили, как к нам стали обращаться мировые бренды — Boeing, Unilever (один из мировых производителей пищевых продуктов и бытовой химии, например, чая Lipton, дезодорантов Rexona, AXE, косметики "Чистая линия", Dove и прочего. — Ред.).
— Наверное, такие крупные клиенты — это очень выгодно?
— Совершенно необязательно, что крупная компания будет использовать самый дорогой тарифный план. С некоторыми из них нам даже не особенно выгодно работать. С такими клиентами бывает тяжело, у них часто наблюдается бюрократия и прописаны строгие шаги по старту того или иного продукта. Согласование может занимать несколько месяцев.
Пришлось уехать в Афганистан, чтобы заработать на учебу — история бишкекчанки
Однако нам все равно важно привлечь такого клиента — это своего рода показатель нашей репутации и профессионализма. Их логотип в нашем портфолио позволяет заинтересовать других клиентов.
— А представителей компаний-гигантов не смущает, что программное обеспечение для них будут разрабатывать парни из далекого Кыргызстана? Недоверия нет?
— У вас немного неверные представления об отношении крупного бизнеса к другим компаниям. Все уже давно привыкли, что какую-нибудь важную программу могут написать ребята из маленького городка в Индии, Бангладеш или любой другой стране. Это сейчас никого не волнует.
— В Бишкеке онлайн-торговля свелась к Instagram. Казалось бы, все удобно: создаешь страничку, вкладываешься в рекламу и продаешь...
— Бишкекский рынок очень своеобразный. Кажется, что Instagram — отличный выход, но на самом деле магазины такого рода сильно ограничены в своих возможностях. Владельцу бизнеса приходится тратить много времени, чтобы пообщаться со всеми покупателями, а это мешает росту.
Это очень выгодно! Как в съемной квартире в Бишкеке открыл бизнес россиянин
На Западе другой менталитет: каждый предприниматель мечтает размещаться на разных платформах, захватить как можно больше рынка сбыта. Они не станут торговать только в Instagram, а будут поставлять товары на такие площадки, как Ebay и Amazon, откроют свой онлайн-магазин.
— Как вы находите сотрудников? Мне кажется, с программистами вообще сложно: им не надо устраиваться в компанию, ведь каждый может работать на себя, тем более что вакансий полно.
— Да, с этим действительно непросто, но мы стараемся создавать условия для сотрудников. Например, у нас конкурентный оклад, выше среднего по Бишкеку. Кроме того, ребята могут поработать в очень крупном проекте с талантливыми специалистами и при этом жить в Кыргызстане.
Наши сотрудники быстро развиваются, ведь мы конкурируем с ребятами из американской Кремниевой долины, Европы, Израиля, стран Азии. У нас нет бюрократии, вертикали власти, и каждый может высказать свое мнение.
— А вам приходилось увольнять людей?
— Такое бывает, но редко. Например, из-за эпидемии коронавируса мы перешли на дистанционную работу. Как оказалось, не всем сотрудникам удалось адаптироваться. Скажем, один человек какое-то время числился, но ничего не делал. Несколько месяцев мы пытались с ним беседовать, а потом пришлось попрощаться.
Это вопрос психологии. Изначально у нас была офисная компания, где мы создали для ребят все условия, и люди привыкли так работать. Однако для нас карантин — это очень серьезно. Мы приняли решение, что офис откроется только тогда, когда не будет ни одного больного COVID-19 во всем Кыргызстане.
— Многие компании после карантина решили вообще отказаться от офисов: из дома получается работать не хуже, и за помещения платить не надо.
— Сейчас у нас 60 сотрудников, и, само собой, мы будем расти дальше. Казалось бы, на удаленной работе выгоднее, но мы теряем связь с людьми. Я хочу сделать так, чтобы сотрудники могли работать и дома, и в офисе, чтобы им было комфортно.
— Можно ли сказать, что пандемия больно ударила по вашему бизнесу?
— Не только не ударила, но и, скорее, помогла. Дело в том, что из-за карантина обычные магазины стали быстро развивать онлайн-торговлю.
В Бишкеке начали возводить стеклянные дома — интервью со строителем
Для нашей профессии вообще нет границ. Вам будут платить за навыки и умения, вы можете тут, в Кыргызстане, работать на любую точку мира. Я рекомендовал бы каждому попробовать себя в этой индустрии. Причем вовсе необязательно обладать техническими навыками: вы можете быть тем же маркетологом, продуктологом, использовать свое творческое начало и пробовать себя в чем-то новом.